В связи с различием в выраженности физического и нервно-эмоционального компонента в труде продавцов и кассиров-контролеров Л. В. Макаровой проведен раздельный анализ заболеваемости у женщин-продавцов (479 человек) и женщин, работающих кассирами и кассирами-контролерами (139 человек).
Возрастной состав обеих групп различается мало: характерно преобладание лиц среднего и пожилого возраста.
Лица в возрасте до 40 лет составили около 25% всех работающих. Остальные 75% составляют женщины в возрасте старше 40 лет, причем в одинаковой степени представлены лица в возрасте 40—49 лет и старше 50 лет. Для оценки возможности влияния на уровень и характер заболеваемости социально-бытовых факторов путем анкетирования собраны сведения, характеризующие уровень образования, семейное положение, наличие детей и их численность, материальную обеспеченность (доход семьи из расчета на 1 человека), жилищные условия, обстановку в семье, удаленность места жительства от места работы, отношение к работе, вредные привычки.
Анализ данных анкет показал, что уровень образования не высок и мало отличается в одной и другой группах. Самой многочисленной оказалась группа лиц с образованием 7—8 классов (41,5%—в группе продавцов, 48,2%—в группе кассиров и кассиров-контролеров). Только 25% работающих имели среднее специальное образование. Данные табл. 23— 28 дают представление о бытовых условиях и семейной обстановке.
Как видно из таблиц, принципиальных различий социально-бытовых условий в исследуемых группах нет. Следует лишь отметить несколько большее благополучие в группе кассиров и кассиров-контролеров: доход семьи в размере свыше 100 рублей на одного человека имеют более половины работниц, значительно больший процент работающих живут в отдельных квартирах и характеризуют обстановку в своих семьях как «спокойную», около одной трети обследуемых живут вблизи места работы и потому ходят на работу пешком, затрачивая на дорогу менее 10 мин; относительно меньшее количество работниц подвержено вредным привычкам: более 80% из них не курят, около 50% отрицают употребление алкоголя.
Следует отметить, что в обеих группах большинство работающих положительно относятся к своей работе.
Что касается профессионального стажа, то в обеих профессиональных группах подавляющее большинство работало более 7 лет (табл. 30).
Заболеваемость была изучена по листкам нетрудоспособности за период 1972—1974 гг. При анализе заболеваемости Л. В. Макарова учитывала число болевших лиц, число случаев и дней нетрудоспособности, а также среднюю продолжительность одного случая, выражая соответствующие данные интенсивными показателями.
При сравнении данных таблицы обращают на себя внимание более высокие показатели заболеваемости кассиров и кассиров-контролеров. При сопоставлении показателей заболеваемости с возрастом работающих отмечается более высокий уровень заболеваемости в млад(20—29 лет), а затем она постепенно снижается и в дальнейшем вновь увеличивается по мере увеличения возраста работающих.
Аналогичную закономерность наблюдал и И. Д. Богатырев при изучении заболеваемости, рабочих металлургических заводов. Им также отмечен резкий рост числа заболеваний в возрасте 20—29 лет, некоторое их снижение в последующее десятилетие и дальнейшее увеличение числа заболеваний в старших возрастных группах. Последнее объясняется сравнительно большей распространенностью у лиц среднего и пожилого возраста хронических заболеваний с частыми обострениями и более длительным течением. |