Предположим, есть вероятность в 1% того, что возникнет пожар, который принесет 10 000 долл. убытка. Как отмечалось в нашей статье, для того, кто склонен к избежанию риска, этот риск будет более дорогостоящим, чем определенная потеря его актуарного эквивалента в 100 долл. Перенесение риска на страховую компанию должно устранить большинство дополнительных издержек.
Объединяя риск пожара у застрахованного со многими другими рисками, с которыми страхуемый не связан, страховая компания трансформирует риск в (почти) определенные издержки. Вот почему компания может взимать страховую премию, которая покрывает ее собственные издержки и при этом привлекательна для страхуемого. Эта премия меньше отрицательной полезности, которую он связывает с риском, устраняемым страхованием.
Например, компания может застраховать 1000 зданий, каждое из которых с 1%-ной вероятностью в данный период пострадает от пожара на сумму 10 000 долл. Если эти вероятности независимы (можете ли вы предположить что-либо о смысле и значении этой оговорки?), страховая компания может быть в достаточной степени уверена, что она должна будет выплатить по страховым искам сумму, близкую к 100 000 долл. Вероятность того, что она должна будет возместить все убытки, от которых она застраховала, — 10 млн долл., — бесконечно мала.
В противоположность этому вероятность того, что собственник отдельного незастрахованного здания понесет максимальный убыток, составляет, как мы знаем, 1%, а этой величиной нельзя пренебречь.
Покупка явного страхового полиса называется рыночным страхованием. В некоторых случаях возможно «самострахование». Агентство недвижимости может владеть 1000 зданий в предыдущем примере. В этом случае его «риск» понести убытки в результате пожара является почти определенной перспективой понести издержки в 100 000 долл.
Как видно из этого примера, даже если события, делающие контракт экономически невыгодным (такие, как неожиданная ненастная погода), не могут быть предотвращены с издержками, меньшими ожидаемых убытков от неисполнения стороной своих обязательств, одна из сторон контракта может быть более «дешевым» страхователем. Это подразумевает, что стороны независимо от способности предотвратить событие, если бы они приняли меры предосторожности, то вменили бы риск именно этой стороне.
Если лицо, которому дают обещание, является именно таким «страхователем», то обещающий освобождается от выплат в случае, если риск материализуется и не дает ему выполнить свои обязательства.
Для того чтобы определить более «дешевого» страхователя, мы можем разделить издержки страхования на две категории: 1) издержки измерения и 2) трансакционные издержки. Первые являются издержками выяснения; а) вероятности материализации риска и б) величины убытка в случае материализации риска.
Произведение двух последних величин является ожидаемой величиной убытка и основой для подсчета надлежащей страховой премии, которая будет включена в контрактную цену (иногда непрямыми способами, как в примере с демурражем). Основными трансакционными издержками являются издержки объединения риска с другими рисками для его сокращения или устранения. Там, где осуществимо самострахование, эти издержки могут быть ниже, чем при покупке страховки на рынке. |