На главную страницу Форма обратной связи
Рекомендуем:
Разделы сайта
Средневековая экономическая мысль России Разделы по экономике / История экономических учений 
[b]
Средневековая экономическая мысль России
[/b]
Экономическое и политическое развитие России обладало определенной спецификой. Во-первых, Восточная Европа в целом отставала от Западной, поскольку «варварские» государства на развалинах Римской империи начали формироваться в конце V в., а Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло в конце IX в. Во-вторых, татарское иго, еще больше усилив отставание России, наложило особый отпечаток на ее дальнейшее политическое развитие. В борьбе за освобождение от татар в России на рубеже XV—XVI вв. сложилось централизованное государство. Но если на Западе формирование в это же время централизованных государств сопровождалось зарождением капитализма, то в России государство, сложившееся по военной необходимости, наоборот, способствовало усилению некоторых черт феодализма, в частности возникновению и развитию крепостного права. Кроме того, российское государство унаследовало от татар определенные черты восточной деспотии.
Поэтому сочинение, которое было написано на рубеже 40—50-х гг. XVI в. священником Ермолаем (принявшим затем в монашестве имя Еразм) «Благахотящим царям правительница и землемерие», с одной стороны, было написано, как и западно-европейские трактаты более раннего времени, с использованием богословской аргументации, но, с другой стороны, это было сочинение о государственном управлении, подобно рассмотренным выше древневосточным сочинениям. Кроме того, спецификой взглядов самого Ермолая-Еразма была частичная близость взглядам ранних христианских богословов, что, очевидно, объясняется присутствовавшим в это время в российской церкви течением «нестяжателей». Рассмотрим несколько примеров.

1. Богатство однозначно осуждается Ермолаем: «Понеже бо всякое богатство от властвующих коварств насилием или некими ухищрениями много сбираемо, от своего же труда много богатства никому не мощно собрати».

2. Торговая прибыль и ссудный процент. В отношении прибыли Ермолай занимает компромиссную позицию, осуждая только чрезмерно высокую прибыль. Ссудный процент же осуждается полностью. Обращаясь к ростовщику, Ермолай пишет: «Всякое животное Божьим повелением растет... твоему же сребру не положи Бог растения. Ты же противишися Богу, яко не растленно¬му повелеваеши расти».

3. Налоги. Апелляцией к божественному миропорядку аргументирует Ермолай и свое предложение сократить число крестьян¬ских податей до одной — ведь и звери и птицы только один раз в год линяют.
  Также рекомендуем другие статьи:

  • Предпринимательство. Условия и задачи предпринимательской деятельности в России до 90-х годов
  • Ресурсы банковского сектора и государство. Ресурсы.
  • Слабое государство. Революция общества.
  • Три группы социально-политических факторов. Развитие России.
  • Социально-экономическое развитие современной России. Посткоммунистическое развитие.



  • Книги по экономике

    Copyright © 2009-2023
    EcoUniver.com - Все по экономике и рынках