Если экономическую теорию определить как теорию рационального выбора и учесть, что теория игр является теорией рационального стратегического поведения, то теория игр становится частью экономической теории, причем частью со множеством потенциальных приложений в области права, поскольку право в значительной степени имеет дело со стратегическим поведением, и не только в приведенных выше примерах с антимонопольным регулированием и студенческой успеваемостью, но и при контрактных переговорах, ведении судебных процессов и принятии правовых решений, а также во многих других областях.
Однако в этой статье нет попыток систематического изложения теории игр. Эта теория содержит сложные аналитические методы и, как мы уже начали понимать, специализированную терминологию — овладение ею требует чтения специальной литературы.20 Но учебник по экономической теории права не может избежать частых упоминаний стратегического поведения, и в этих случаях мы будем пользоваться простыми концепциями теории игр для наполнения анализа и подготовки читателя к более систематическому изучению этой очень важной аналитической технологии.
Примерно до 1960 г. экономический анализ права был почти синонимом экономического анализа антимонопольного законодательства, хотя в нем присутствовали некоторые экономические исследования по налоговому законодательству (Генри Саймоне), корпоративному праву (Генри Мен), регулированию коммунального хозяйства и общественного транспорта (Роналкд Коуз и другие).

Материалы антимонопольных процессов дали большое количество информации о практике бизнеса; и экономисты, которые в то время были озабочены вопросами монополии, приступили к выявлению логики и последствий этой практики: Конечно, их выводы содержали рекомендации для правовой политики, но в основном то, что они делали, не отличалось от того, чем экономисты традиционно занимались, — попыток объяснить функционирование экономических рынков.
Экономический анализ антимонопольного и других видов правового регулирования экономических рынков остается процветающей областью исследований, которой в данной книге уделено значительное внимание. Однако отличительной чертой «новой» дисциплины «право и экономическая теория», которая возникла около 1960 г., является применение экономического подхода к анализу всей правовой системы: к таким областям общего права, как неумышленное причинение ущерба, контракты, возмещение убытков и собственность; к теории и практике наказания; к гражданским, криминальным и административным судебным процедурам; к теории законотворчества и регулирования; к контролю над исполнением законов и к администрированию деятельности судов; даже к конституционному, первобытному, морскому, семейному праву и юриспруденции. |