Вертикальная интеграция — важная тема, но, как я уже говорил, думается, мы сможем лучше ее понять, если будем трактовать ее в контексте более универсальной теории. Все, что я могу сделать сейчас, — это кратко изложить свои мысли о том, каков должен быть общий характер такой универсальной теории. Если мы начнем с того, что вообразим такой мир, где есть только факторы производства, то фирмы возникнут естественным образом как средство преодоления препятствий, которые ставят перед кооперацией этих факторов непомерные трансакционные издержки.
Но с возникновением и расширением этих фирм трансакционные издержки будут уменьшаться, ибо место трансакций между факторами производства займут внутрифирменные трансакции. Но издержки внутрифирменных трансакций в свою очередь будут тормозить расширение фирм. К тому же негибкость бюрократии (то, что в годы моей юности именовалось уменьшающейся отдачей от управленческого ресурса) также будет по мере расширения фирмы увеличивать издержки координации функционирования факторов производства.
Это тоже ограничивает сферу деятельности фирмы. Но этим дело не исчерпывается. В "Природе фирмы" я говорил, что фирма будет иметь тенденцию расширять сферу своего контроля до тех пор, пока ее издержки остаются меньшими по сравнению с издержками достижения того же результата путем рыночных трансакций или же посредством операций в каких-то других фирмах. Но в той статье я делал акцент на сравнении трансакционных издержек с организационными и не исследовал факторы, благодаря которым организационные издержки окажутся в одних фирмах меньше, чем в других. Это вполне удовлетворительный подход, коль скоро главная задача состоит, как это было в моем случае, в объяснении причин существования фирм.
Но если заняться объяснением институциональной структуры производства в системе в целом, то необходимо выявить причины того, что издержки организации конкретных видов деятельности в различных фирмах неодинаковы.
Подобно тому как галактики формируются из первичной материи, институциональная структура производства возникает под влиянием сил, формирующих взаимосвязи между трансакционными и организационными издержками. Эти связи исключительно сложны, они, как я говорил, охватывают и практику ценообразования, и контрактные соглашения, и организационные формы. И, как я понял, когда писал "Проблему социальных издержек", на все эти взаимосвязи воздействует состояние права, которое тоже следует принимать во внимание при анализе. Именно теоретическая схема, охватывающая эти взаимные связи, сделает, по моему убеждению, подход в "Природе фирмы" операциональным. От внимания некоторых читателей не ускользнуло, что этой аналитической схеме можно придать математическую форму.
Последнее может вселять надежды, но только в том случае, если аналитическая мощь будет использована для того, чтобы просветить нас по поводу действительного, а не мнимого мира. Для всего этого потребуется немало эмпирической работы, но именно так я мыслю путь превращения основополагающих идей "Природы фирмы" в жизнеспособный элемент экономического анализа. |