Приобретение компании со значительной дебиторской задолженностью по аренде связано с проблемами другого характера. Многие компании имеют договоры с клиентами, которые приняли на себя обязательства по внесению платежей за арендованное или приобретенное в рассрочку оборудование. Компании, которые продают оборудование и сдают его в аренду, могут взаимоувязывать аренду и продажу с тем, чтобы привязать к себе клиентов. В этом случае покупатель будет иметь дело с дебиторской задолженностью по договорам продажи в рассрочку или совмещенным договорам аренды. Компании, производящие капитальное оборудование, также могут предлагать аренду в качестве альтернативы тем клиентам, которые не могут позволить себе плату вперед. Здесь покупатель опять
обнаружит на балансе значительную дебиторскую задолженность по аренде.
Так или иначе, покупатель должен выполнить процедуру «дью дилидженс» в отношении портфеля договоров аренды. С одной стороны, можно найти возможности передать договоры аренды со скидкой третьей стороне и получить премию или, как минимум, переоценить стоимость дебиторской задолженности поглощаемой компании. С другой стороны, договоры аренды могут оказаться неучтенными по счетам просроченной дебиторской задолженности арендодателя или безнадежных долгов, что внешне улучшает результаты финансовой деятельности компании в целом. Например, в некоторых случаях аренда капитального оборудования на деле является продажей, которую арендодатель представил так по кредитным или документальным соображениям, а потому не может рассматриваться в качестве ликвидного актива.
Компании отчитываются за предоставление активов в аренду по-разному, и далеко не всегда «учет» дает реальное представление о балансе или потоке доходов. Представим, например, что приобретаемая компания является филиалом крупного юридического лица с низкой стоимостью капитала и что этот филиал исторически оформляет отношения с клиентами в виде договоров аренды по текущей рыночной процентной ставке, однако учитывает сделки путем дисконтирования денежного потока по ставке, равной собственной (значительно более низкой) стоимости финансовых ресурсов. В результате этого объем продаж, отраженный в учете, или текущая стоимость, превышает реальную стоимость продаж.
Так, из-за подобной практики одна из компаний, которая на первый взгляд представлялась великолепным кандидатом на поглощение, после совершения сделки оказалась пустышкой. Она оформляла около 15% продаж капитального оборудования как аренду, а затем дисконтировала денежный поток по ставке, соответствующей корпоративной стоимости финансовых ресурсов. Это привело к завышению объявленных доходов на 110%! Превосходно выглядевшие доходы представлялись без учета разницы в стоимости финансовых ресурсов. После поглощения этот показатель упал, поскольку новое юридическое лицо лишилось возможности осуществлять заимствования по прежней ставке и/или производить дисконтирование по ставке ниже рыночной.