Системный подход - органичная составная часть системно-целевого подхода.
Системно-целевой подход объединяет следующие семь подходов: системный, целевой, процессный, ситуационный, функциональный, синергетический и миро-системный. Все перечисленные подходы (способы видения) с позиций синтеза
взаимопроникают, взаимодополняют друг друга. В частности, говоря о взаимосвязи целевого и системного подходов, необходимо видеть систему целей, ясно представлять процесс их формирования в пространстве и во времени с учетом информационного потенциала. В условиях антикризисного управления, характерного для России, помимо необходимости использования целевого подхода явно просматривается важная роль процессного, ситуационного и других подходов. В каждом из подходов «заключены» все остальные, обеспечивая таким образом целостное видение объекта исследования.
Термин «подход» будет рассматриваться нами как способ мышления менеджера, способ видения им стратегии и тактики.
Особо следует подчеркнуть актуальность системного мышления, наиболее важным аспектом которого, по мнению Р. Акоффа, является диалектическая взаимосвязь анализа и синтеза. Необходимость диалектики анализа и синтеза в полной мере относится и к системному подходу. Рассмотрим в этой связи более подробно особенности представлений Р. Акоффа, который подчеркивает, что анализ и синтез как две стороны монеты можно рассматривать в отдельности, но нельзя разъединить. Анализ сосредоточивается на структуре, он открывает то, как работают вещи. Когда ребенку дают игрушку, он почти всегда пытается разобрать ее на части, чтобы посмотреть, как она устроена. Из понимания того, как работают части простого устройства, ребенок пытается извлечь понимание целого. Таким образом, процесс анализа простых систем состоит из трех ступеней:
1) разобрать вещь, чтобы понять ее;
2) попытаться понять поведение отдельных частей;
3) попытаться объединить такое понимание в понимание целого.
Данный способ мышления зародился и стал основным методом исследования в эпоху Возрождения. Это так называемый анализ, характерный для века машин. Но только посредством его в принципе нельзя понять сущность сложной системы и, самое главное, нельзя управлять ею. Наглядным примером принципиальных трудностей подобного рода может служить проблема познания мозга. Когда сложная система расчленена, она теряет свои сущностные свойства. Анализ как процесс расчленения системы на элементы сужает угол зрения исследователя, в то время как синтез расширяет его.