Борьба монополистических группировок может происходить и в скрытой форме; противоречия могут быть временно ослаблены, но будут ли они на данном этапе обостряться или затушевываться, зависит от конкретных возможностей реализации прибылей. И чем выше эти прибыли, тем более продолжительной будет и временная «солидарность». Однако, не имея совершенно никаких оснований, некоторые буржуазные теоретики считают, что если «солидарность» обеспечивает большую наживу, то участники олигополии не будут чинить препятствий своим партнерам и что всякого рода планы разорения противника возможны только в виде исключения. Между тем борьба за высокие прибыли не может не расстроить временные соглашения. Стремление к получению максимальной прибыли создает условия для дальнейшего углубления антагонизма внутри олигополии.

Таким образом, этот антагонизм является формой проявления противоречивого единства конкуренции и монополии.
Этим единством объясняется и необходимость постоянных поисков новых соглашений, в свою очередь вызывающих перегруппировку сил в конкурентной борьбе, дальнейшее обострение конкуренции и усиление сосредоточения контроля в руках крупнейших монополий. В ряде отраслей господствуют группировки предприятий-гигантов, и их господство через систему участия распространяется на многие другие предприятия.
Высокие прибыли отдельных категорий монополистов (а следовательно, и крупных акционеров) замаскировываются с помощью фальсификаций балансовых данных акционерных обществ и специального порядка распределения прибылей. Но как бы ни были низки объявленные прибыли, они все же значительны. Подробный анализ фактов показывает, что действительные прибыли чрезвычайно высоки. Анализ может вскрыть и тенденции роста прибылей, а также связанные с ним изменения в распределении капиталистического богатства. А эти изменения (как мы увидим далее) полностью опровергают тезис апологетов капитализма «о революции в доходах», а равно и доводы защитников теории «демократизации капитала».
Методы и махинации, к которым прибегают акционерные общества для сокрытия своих прибылей, применяются, естественно, с особенным успехом корпорациями-гигантами, тем более что капиталы этих предприятий через «систему участия» переплетаются с капиталами многих других акционерных обществ и что часть прибылей переходит из одного общества в другое в различных формах «межкорпоративных дивидендов». Вследствие такого перераспределения прибылей последние дважды появляются в балансах, затуманивая истинную картину.