На главную страницу Форма обратной связи
Рекомендуем:
Разделы сайта
Идеализм и дуализм в объяснении мышления --- 
 

Односторонность идеализма и дуализма в объяснении мышления заключается в том, что оно представляется в этих учениях как чисто идеальный процесс, к которому материальные процессы, протекающие в мозгу, якобы не имеют никакого отношения. Односторонность вульгарного материализма, в том числе бихевиоризма, заключается в признании материальности процесса мышления, в котором мысли представляются в качестве особого тончайшего вида материи. На этом основании сама категория «идеальное» отвергается. В диалектическом материализме и нейрофизиологии нет вопроса о том, каков этот процесс — или только идеальный, или только материальный? Как идеалистическое, так и вульгарно-материалистическое решение этого вопроса признается односторонним, а потому и ошибочным. Вопрос лишь в том, в логике каких понятий объяснять материально-идеальную сущность процесса мышления, какими терминами описать соотношение идеального и материального в нем.

Думается, что правильное решение этого вопроса пока еще не найдено. В нейрофизиологии и психологии он решался с позиции понимания мышления как индивидуального, а не диалогического процесса. Решение было сведено к следующему: мышление — процесс идеальный, но имеющий «материальную физиологическую основу». Под материальной основой мышления имелась в виду нейрофизиологическая работа мозга и органов чувств. Однако нельзя не учитывать при этом, что мыслит не мозг как таковой, а человек при помощи мозга. Исходной движущей силой работы мозга являются потребности самого человека, его нужды и стремления, задачи практической деятельности. Кроме того, работа мозга находится в причинной зависимости от внешней по отношению к человеку материальной среды.

идеальный процесс

А когда мы переходим к пониманию мышления как диалогического процесса, каковым оно на самом деле является, то возникает дополнительный вопрос: благодаря каким материальным структурам осуществляется обмен идеальными мыслями между людьми? ,В мышлении как диалогическом процессе участвуют такие материальные элементы, как речедвигательный механизм, звуки устной речи, система знаков письменной речи, жесты, чертежи, рисунки. Так что материальный механизм, выполняющий функции мышления и общения, есть нечто большее, чем физиология мозга и органов чувств. Кроме того, соотносится ли идеальное содержание процесса мышления с понятием «материальная физиологическая основа» мышления? Не соотносится!

Размышляя над этим вопросом, мы пришли к выводу: для правильного его решения необходимо ввести новое понятие, соотносимое с понятием «идеальное содержание» процесса мышления. Поскольку наши мысли (понятия, суждения, умозаключения)—продукт взаимодействия человека с окружающей действительностью через посредство мозга и органов чувств, постольку они зависимы от того и другого. По зависимости от предметов, явлений познаваемой действительности они — идеальные формы их отражения в структурах мозга, приблизительно верные копии, образы. А по зависимости от материального органа, совершающего процесс отражения, они выступают в качестве содержания этого процесса. Мысли двулики и по отношению к внешнему миру, который познает человек, и по отношению к его материальному органу, совершающему процесс познания.

То, что содержанием процесса мышления являются мысли, идеальные по своей качественной определенности,— это элементарная истина. А философское понятие «содержание» соотносится с понятием «форма», которое интерпретируется как структурная организация содержания и его носитель. Содержание не может существовать иначе как в той или иной форме. Наши мысли рождаются и существуют в нейрофизиологических структурах мозга. Отсюда напрашивается вывод: структура материального механизма, взятая в целом, выполняющая функции процесса мышления и общения людей, есть «материальные формы мышления и общения». Материальные формы мышления и общения — это материальные по своей качественной определенности структуры, осуществляющие процесс познания и обмен мыслями между людьми.

Итак, процесс мышления и общения идеален по содержанию и материален по формам продуцирования и коммуникации этого содержания в обществе. А потому понятие «мышление» шире понятия «сознание». Сознание— это только одна сторона процесса мышления и общения, его содержание. Само по себе, без участия материального механизма мышления и общения, сознание не может функционировать как самостоятельный процесс. Попытки представить сознание как независимый от работы мозга процесс — идеалистический вымысел. Процесс функционирования материальных структур мышления и общения человеком не осознается. Не осознается —значит в сферу сознания не входит, сознанием не является. Сферу сознания составляют обобщенные образы познаваемой действительности, отражение всего того, на что направлено познание.

  Также рекомендуем другие статьи:

  • Мышление и речь
  • Структурно-функциональная организация материального механизма мышления
  • Признание материальности процесса мышления
  • Вульгарный материализм и сознание
  • Двухаспектный подход к сознанию



  • Книги по экономике

    Copyright © 2009-2023
    EcoUniver.com - Все по экономике и рынках