Вибрационная болезнь бетонщиков была выявлена при обследовании рабочих, занятых на процессах формования бетона на московских заводах железобетонных изделий и конструкций. В дальнейшем всестороннее обследование рабочих в поликлинике и стационаре позволило А. С. Мелькумовой впервые описать клинику вибрационной болезни бетонщиков.
В отличие от симптоматики вибрационной болезни, возникающей у работающих с вибрационными инструментами, вибрационная болезнь бетонщиков характеризуется полиморфностью изменении со стороны ряда систем и органов. Она определяется параметрами вибрации в производстве сборного железобетона, стажем работы, положением тела во время работы и т. д.
Эта форма вибрационной болезни представляет собой прежде всего заболевание центральной нервной системы и проявляется сложным комплексом нейродина-мических и микроочаговых нарушений, свидетельствующих о поражении различных отделов головного мозга и избирательно стволово-диэнцефальной области. Симптомы вибрационного вегетативного полиневрита (Л. Н. Грацианская) как результаты воздействия локальной вибрации часто сочетаются с основным синдромом заболевания, обычно выражены слабо и наблюдаются далеко не у всех.
Характерными особенностями вибрационной болезни бетонщиков являются раннее возникновение и у значительного процента работающих сравнительно быстрое развитие болезни и в выраженных случаях — стойкий остаточный синдром.

Первые проявления действия вибрации на нервную систему обычно наблюдаются по истечении 4—12 месяцев от начала работы, но могут возникать и позже — через 2 года, и реже через 3—5 лет работы.
Все патологические проявления вибрационной болезни А. С. Мелькумова разделяет на 6 групп.
К I группе относятся симптомы, обусловленные локализованными сосудистыми нарушениями в базальных отделах головного мозга и в его оболочках. К ним относятся: головные боли, шум и тяжесть в голове, функциональные н§рушения зрения в виде «тумана в глазах» и различных фотопсий, головокружение с потемнением в глазах и др. Эти симптомы являются самыми ранними и, по мнению А. С. Мелькумовой, могут быть связаны с локализованными ангиоспазмами, сопровождающимися вазопатиями, регионарным отеком и небольшими геморрагиями в оболочках и основании мозга.
Ко II группе патологических проявлений относятся функциональные нейродинамические нарушения корко-во-подкорковой деятельности, которые проявляются рас-тормаживанием аффективных реакций, вазо-вегетатив-ной дистопией, нарушением сна. В основе их, по-видимому, лежат рефлекторно-сосудистые нарушения.
Симптомы поражения диэнцефалыюй области составляют III группу: астенический синдром, анорексия, потеря веса, сосудистая дистония, нарушение нервно-сосудистой регуляции и терморегуляции; нарушения обмена— углеводного, витаминного и т. д. В поздних стадиях заболевания поражение диэнцефальной области проявляется в симптомах диэнцефальной эпилепсии, каталепсии, висцеральных кризов, пароксизмальных приступов и т. п. Могут наблюдаться функциональные нарушения различных органов и систем сердца, желудка, печени, желчной системы, желез внутренней секреции и др.
К IV группе патологических проявлений относится рассеянная микроочаговая или очаговая симптоматика, связанная с ограниченными ангиоспазмами мелких сосудов, вазопатиями, ограниченными небольшими гемор-рагиями и периваскулярным отеком в стволовом отделе, больших- полушариях, в спинном и других отделах мозга
К V группе относятся симптомы вегетативного полиневрита. Они возникают под действием местной вибрации на ноги и руки, наблюдаются непостоянно, чаще проявляются позднее общецеребральных симптомов и выражены значительно слабее последних.
К VI группе относятся слабо выраженные трофические изменения в костях скелета. В их основе предполагаются локальное действие вибрации на ноги и руки и рефлекторно-защитные проявления, выступающие главным образом на месте локализованной травмы.
Общими для всех больных вибрационной болезнью симптомами являются: головная боль и другие нервно-сосудистые локализованные симптомы в сочетании с выраженным астеническим синдромом и нейродинамиче-скими нарушениями в деятельности центральной нервной системы. Рассеянная микроочаговая симптоматика и диэнцефальные расстройства присоединяются позже.
Органические симптомы со стороны центральной нервной системы, как правило, выражены не резко. Ведущими из них являются: горизонтальный либо ротаторный нистагм при взгляде в стороны; вестибулярные нарушения часто с диссоциацией возбудимости; сглаженность носогубной складки и заметное отклонение языка часто с фибриллярными подергиваниями мышц, иногда с односторонней, нерезко выраженной атрофией языка. Иногда двусторонняя гиперрефлексия с клонусоидом или клонусом стоп, нередко с наличием сгибательных патологических рефлексов или симптома Бабинского; легкая атаксия в позе Ромберга. Указанный симптомо-комплекс является характерным для стволовой локализации поражения.
Помимо описанного, могут иметь место и другие менее характерные клинические проявления: легкий пирамидный гемисиндром с чувствительной гемигипестезией и участием лицевого нерва; пароксизмальные диэнцефальные приступы, мимолетные галлюцинаторные явления. |