Схематическое распределение профессий—с „классификацией труда", выработанной под руководством проф. А. А. Пресса. Для того, чтобы сделать ее сравнимой с предыдущими схемами, необходимо привести не только верхнюю ее ступень (деление на „области"), но и последующую ступень (деление на „отрасли"). В пределах этих двух ступеней схема А. А. Пресса имеет такой вид:
Область I. Производство. Отрасль 1. Сельское хозяйство. 2. Добывающая промышленность. 3. Обрабатывающая 4. Строительное дело.
Область II. Распределение. Отрасль 1. Передвижение и сношение. 2. Снабжение.
Область III. Удовлетворение потребностей. Отрасль 1. Домашнее и общественное хозяйство. Группа 1. Домашнее хозяйство. 2. Питание и жилище. 3. Общественное благоустройство и гигиена. 4. Общественное здравоохранение. 5. Обществ, безопасность и соц. обеспечение. Отрасль 2. Удовлетворение духовных потребностей и управление. Группа 1. Воспитание и просвещение. 2. Художественно-эстетическая деятельность. 3. Управление и контроль.

В этой схеме первые 2 „области", распадающиеся на шесть ..отраслей", соответствуют первым 4 отделам схемы Богословского и первым 5 отделам схемы Бертильона. Лишний отдел получился у Пресса потому, что он выделил в особую „отрасль" строительное дело, которое в двух вышеупомянутых схемах отделяется от других видов промышленности лишь на последующей ступени деления. Таким образом в своих первых двух „областях" схема Пресса обнимает всю ту часть народного труда, которая имеет дело с производством и распределением материальных ценностей. Все, что сюда не вошло, отнесено Прессом к третьей „области", которую он называет „Удовлетворением потребностей". Такое деление всего общественного труда на 8 отдела отличается формальной стройностью, но оно основано на внутреннем противоречии. Ибо под понятие „удовлетворение потребностей "подходит не одна только третья область, а в полной мере и две первые области. Ведь весь народный труд преследует эту цель — удовлетворение потребностей. Присматриваясь, далее, к тому, как Пресс детализирует свою третью „облаоть", мы находим ряд новых нелогичностей. „Домашнее и общественное хозяйство" противополагается :;десь „удовлетворению духовных потребностей и управлению". Но эти два термина вовсе не исключают друг друга. Например, „общественное здравоохранение" можно с таким же правом отнести к „общественному хозяйству", как и к „управлению", а „воспитание и просвещение" можно с успехом передвинуть в обратном направлении. Что же касается „общественной безопасности" и „социального обеспечения", то эти группы наверное больше подходят к „управлению", чем к „общественному хозяйству". |