Излюбленной канвой для схематического распределения профессий долгое время служило, а отчасти служит и до сих пор расчленение общественного труда по отдельным отраслям и ветвям производства. Дело в том, что в современном обществе большая часть лип, участвующих в общественном производстве, совершают свою профессиональную работу не в одиночку, а коллективно, рука об руку с другими людьми, в тех или иных предприятиях, каковы фабрики, заводы, рудники, конторы, банки, магазины и т. п. При этом характер предприятия и характер объединяемых им профессий в значительной степени совпадают. Если предприятие металлургическое, то и работают в нем в большинстве случаев металлисты — слесаря, Кузнецк, токаря по металлу и т. п. В текстильном предприятии заняты главным образом текстильщики — ткачи, прядильщики, мотальщицы, присучалыцицы и т. п. Таким образом можно с известным правом заменить распределение отдельных профессий распределением отдельных видов предприятий. Мы говорим: „с известным правом"—потому, что полного совпадения между характером предприятия и характером обслуживающих его профессий — нет. На ткацкой фабрике работают не одни ткачи: рядом с ними мы встречаем там машинистов, кочегаров, инженеров, слесарей, бухгалтеров, счетоводов, сторожей. И то же самое имеет место и во всяком другом предприятии. Но такие инородные профессии обыкновенно составляют в каждом предприятии очень небольшую часть всех профессий, находящих себе в нем применение. На этом основании многие и полагают, что фактом неполного совпадения характера предприятия и профессий можно пренебречь и что схематическое распределение различных видов предприятий является достаточно точным отражением существующего распределения профессий.
А между тем распределить общественный труд по видам предприятий, т.-е. по отраслям и ветвям производства значительно легче, чем распределить самые профессии, — легче уже прежде всего потому, что перечень всех разветвлений общественного производства во много раз короче, чем перечень отдельных бидов профессиональной деятельности. Но кроме того — как мы увидим ниже — самые свойства переписного материала делают первый способ более применимым, чем второй.
Распределение общественного труда по разветвлениям производства строится обыкновенно следующим образом. Прежде всего вся совокупность общественного труда распределяется на несколько крупных отдолов. В основу этого деления кладется обыкновенно та роль, которую тот или иной отдел играет в общей оиотеме производства. Например, в один отдел относят все то виды предприятий, которые добывают сырые материалы, в другой отдел — те, которые перемещают добытые материалы или продукты производства с места на место, в третий — те, которые подвергают сырой материал обработке. В особый отдел выделяют обыкновенно те предприятия, которые не носят производственного характера, как, например, различного рода учреждения административного, судебного, культурно-просветительного, религиозного характера. За вычетом всех профессий, вошедших в предыдущие отделы, остается еще известное число профессий, применяющих свой труд вне предприятий и учреждений.
Таковы так-наз. свободные профессии—врач, адвокат, художник, писатель, музыкант. Сюда же относится и ряд профессий низшего характера, как домашняя прислуга — кухарки, няни, бонны, дворники и т. и. Для всех этих профессий, стоящих вне каких бы то ни было предприятий создается особый отдел в схеме. Наконец приходится принять во внимание и то, что не вое население участвует в общественном производстве. Известное число лиц не имеет никакой профессии и живет либо за счет других (за счет родственников, за счет государства), либо доходами с имущества и капиталов. Эту группу принято также выделять в особый отдел. Таким образом получается ряд крупных отделов, которые составляют верхнее деление конструируемой схемы. |