Недостатки регулирования коммунальных служб, рассматриваемого как метод контроля за прибылью, степень, в которой оно осознанно поддерживает неэффективные структуры расценок, и частота, с которой оно навязывалось в исконно конкурентных отраслях, а также использовалось для препятствования конкуренции в отраслях, где есть некоторые, но не всеобъемлющие признаки естественной монополии (железные дороги, например), — все это может заставить сомневаться, действительно ли целью регулирования коммунальных служб является решение выявленной экономистами проблемы неэффективных последствий деятельности нерегулируемых естественных монополий.
Может быть, регулирование является продуктом, во многом похожим на другие продукты, за исключением поставляемых правительством, на который имеется спрос (рождающий предложение) со стороны влиятельных политических групп. При такой точке зрения отсутствует допущение, что регулирование всегда направлено на защиту общих интересов покупателей, заключающихся в эффективном предоставлении регулируемых услуг.
Некоторые покупатели могут предъявлять спрос на структуру расценок, которая, будучи в целом неэффективной, дает им выгоды, превышающие издержки, которые она налагает на них наряду с другими покупателями. Члены конкурентной отрасли могут выиграть от введения регулирования коммунальных служб, поскольку регулирование минимальных расценок более способствует эффективности картельного ценообразования, чем частное соглашение, причем делает картель недоступным для антимонопольного законодательства.
Регулирование входа может устранить одну из основных опасностей, препятствующих успеху картеля: вход новых продавцов, привлеченных надеждой получения монопольной прибыли. Коалиции между группами потребителей со специальными интересами (такими, как поставщики определенных товаров) и членами отрасли могут особенно эффективными в манипулировании процессом регулирования.
Но здесь есть один парадокс. В части II мы трактовали общее право как систему, разработанную (в общем и целом) для повышения эффективности. Здесь мы используем экономический анализ для опровержения точки зрения, согласно которой другая отрасль права — регулирование деятельности предприятий общественного пользования — поддерживает эффективность столь же последовательно, а также для демонстрации того, что оно часто преследует противоположную цель. |