На главную страницу Форма обратной связи
Рекомендуем:
Разделы сайта
Эффективное и справедливое распределение богатства. Эффективность и полезность как социальное благо --- 

Однако в некоторых случаях суды общего права уклоняются от полного принятия следствий данной теории. Они не проявили бы терпимости к «эффективному» изнасилованию. Они не стали бы требовать исполнения договоров о самоубийстве, положений о штрафах или соглашений, содержащих расовую дискриминацию. Они не стали бы требовать исполнения добровольных контрактов о рабстве или о найме в качестве гладиатора. Эффективность или максимизация благосостояния является важной нитью в этической ткани, но не единственной.

Возможно, основной этической проблемой, возникающей при эффективностном подходе к общему праву, является расхождение между максимизацией эффективности и представлениями о справедливом распределении богатства. В рыночной экономике, где роль права и в общем случае государства состоит лишь в контроле за экстерналиями и сокращении трансакционных издержек, — это в сущности все. что экономическая эффективность требует от права и государства.

Различия между людьми во вкусах, способностях и удачливости могут порождать существенные неравенства в распределении дохода и богатства; и в обществах, диверсифицированных по расовым или этническим признакам, эти неравенства могут коррелировать с расовыми и этническими различиями. Здесь следует Полезно сравнить эффективность и полезность (в утилитарном смысле) как социальные блага.

богатство

Хотя экономика в своем нормативном аспекте может рассматриваться как форма прикладного утилитаризма, существует важное различие в акценте, который экономист, в отличие от утилитариста, ставит на готовности платить как на критерии эффективной аллокации ресурсов. Я мог бы получить больше удовольствия от унции икры, чем богатый человек. Тем не менее, экономист не скажет, что имела место неправильная аллокация ресурсов, если цена заставляет меня, а не его (богача) воздерживаться от потребления икры, так что мне следует позволить своровать икру, чтобы увеличить общее количество человеческого счастья во вселенной.

Но утилитарист мог бы сказать это в зависимости от того, каковы, по его мнению, общие последствия для счастья от разрешения воровства. Если максимизация счастья требует перераспределения либо на оптовом, либо на розничном уровне, утилитарист пожелает сделать перераспределение частью идеи справедливости. Но этика эффективности принимает существующее распределение дохода и богатства и стоящие за ним человеческие качества как данность, и в весьма широких пределах (каковы эти пределы?) безразлична к изменениям этого распределения, которые вызваны эффективными трансакциями между людьми, в неравной степени наделенными осязаемыми и неосязаемыми благами этого мира.

Однако даже радикальный утилитарист мог бы одобрить разделение труда в государстве, при котором суды в выработке принципов общего права сосредоточили бы свое внимание на эффективности, тогда как налоговые и бюджетные органы с их большей способностью к дешевому и эффективному перераспределению богатства, сконцентрировались бы на перераспределении.

Если общество не пронизано завистью, увеличение «размера пирога» заслуживает не меньшего внимания, чем попытки сделать его куски более равными; по крайней мере, оно заслуживает хотя бы некоторого внимания.

  Также рекомендуем другие статьи:

  • Экономическая теория и право в экономике
  • Экономический смысл права. Экономическое объяснение доктрин
  • Критика экономической теории. Оценка к экономическому подходу к праву
  • Компенсации на рынке трансакций. Подход максимизации благосостояния
  • Эффективность распределения. Ограниченный выбор товаров и услуг.



  • Книги по экономике

    Copyright © 2009-2023
    EcoUniver.com - Все по экономике и рынках