Форвардный контракт является хорошим примером функции контрактов по перемещению риска, но еще лучшим примером является: фьючерсный контракт. Фьючерсный контракт имеет ту же общую форму, что и форвардный контракт, за исключением того, что обычно поставка не предполагается (только 1 или 2% всех фьючерсных контрактов имеют результатом фактическую поставку).
Фьючерсные, контракты обычно используются в сделках с сельскохозяйственными товарами и металлами, цены которых изменчивы. Предположим, зерновой элеватор имеет запас зерна, в котором его покупатели не будут нуждаться в течение ближайших шести месяцев. Если элеватор не хочет нести риск колебаний цены в этот период, он может продать фьючерсный контракт, по которому предусматривается поставка по фиксированной цене в течение шести месяцев (скажем, по 3 долл. за бушель).
По прошествии шести месяцев элеватор продаст зерно по рыночной цене, которая, скажем, составит на данный момент лишь 1 долл. за бушель, и в тот же момент он отменит фьючерсный контракт путем покупки аналогичного контракта на немедленную поставку по цене 1 долл. Последняя трансакция принесет 2 долл. за бушель (прибыль от фьючерсного контракта), что в точности компенсирует убытки от продажи по цене 1 долл. за бушель (какие убытки?).
Преимущество фьючерсного контракта перед форвардным заключается в том, что продавец не должен в целях борьбы со снижением цены заниматься поисками того, кто хотел бы связать себя обязательством обеспечить доставку своих товаров в течение шести месяцев. Он просто должен найти того, кто ожидает роста цены. Таким образом, фьючерсные контракты увеличивают пространство для спекуляции. Последняя одновременно облегчает возможность страхования от потерь (hedging) и, давая людям (спекулянтам) поддержку в правильном предсказании цен, даже если они не заняты в производстве или потреблении данного товара, увеличивает количество ценовой информации на рынке.
Вторичный ущерб
Важным вопросом, касающимся убытков покупателей, является вопрос о том, может ли покупатель пострадать от того, что называют вторичным ущербом (consequential damage), возникающим вследствие невыполнения контракта продавцом. (Почему покупатели с намного большей вероятностью, чем продавцы, могут понести такой ущерб?) Традиционная враждебность общего права к выплате вторичного ущерба может быть кратко охарактеризована на примере знаменитого дела Hadley против Baxendale. Рассмотрим следующий вариант изложения фактов этого дела.
Рекламный фотограф покупает рулон пленки, чтобы сделать снимки Гималаев для журнала. Издержки проявки пленки включены в цену продажи. Фотограф несет большие расходы (включая аренду самолета), чтобы выполнить контракт. Он отправляет пленку по почте производителю, но она теряется в проявочной лаборатории.
Сравните влияние на стимулы ситуации, когда фотографу позволяется возместить убытки от всех последствий нарушения контракта и когда возмещение ограничивается ценой пленки. Первая альтернатива создает мало, может быть и вообще не создает, стимулов к предотвращению подобных убытков в будущем.
Фотограф не будет принимать предупредительных мер; ему будет все равно, успешно ли завершится выполнение контракта или он получит полную компенсацию за невыполнение контракта. Обработчик пленки, возможно, также не примет дополнительных мер предосторожности, так как он не может идентифицировать пленки, потеря которых будет особенно дорогостоящей, и если их достаточно много, он не сможет предпринимать дополнительные меры предосторожности по отношению ко всем пленкам, которые он проявляет.
Вторая альтернатива, напротив, должна побуждать фотографа к принятию мер, которые могут быть одновременно недорогими и эффективными: использование двух рулонов пленки или требование особо осторожного обращения при посылке рулона на проявку. |