Второй период развития налогообложения пришелся в России на начало кардинальных реформ Петра I (1672—1725 гг.), включая налоговую. Государство испытывало очень серьезные финансовые трудности в связи с ведением постоянных войн и строительством новых городов. Поэтому в дополнение к уже действующим традиционным налогам вводились новые (в том числе известный налог на бороды). В 1724 г. вместо подворного обложения был введен подушный налог,
которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди, купцы). Собранные суммы составлял

и около половины дохода государственного бюджета и направлялись в основном на содержание армии. Число новых налогов постоянно увеличивалось, были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, налог с церковных верований и т.д. В результате после Петра I правители России получили в наследство разветвленную налоговую систему с ее множественностью видов налоговых платежей и чрезвычайно высоким налоговым бременем.
В продолжение петровских реформ Екатерина II (1729—1796 гг.) совершенствовала российскую финансовую систему, особенно в части управления. Были созданы новые государственные фискальные и контролирующие органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества был введен новый прямой налог — гильдейская подать — процентный сбор с объявленного («по совести каждого») капитала.
Однако основная особенность налоговой
системы России середины и конца XVIII в. состояла в ее переориентации на косвенное налогообложение. Косвенные налоги заняли ведущее место в государственных доходах (42%), из них почти половина приходилась на питейные налоги. Уместно отметить также, что в 1765 г. впервые был употреблен в экономической литературе термин «налог» известным историком А. Я. Поленовым. В работе «О крепостном состоянии крестьян в России» он заменил им термин «подать», используемый для обозначения государственных сборов в казну.