Немецкая буржуазия жадно стремилась к завоеванию колоний. С большой шумихой она создала
«Общество флота», выпускала географические карты, в которых в Германскую империю были включены все территории, где имелось немецкое население. (Тем самым она подала пример, которому последовал позже Гитлер.) Правые социал-демократы помогали немецкой буржуазии. Военщина и кайзер охотно шли ей навстречу. Почти каждый год провоцировался какой-либо внешнеполитический

«инцидент» (Агадир и пр.). Однако морское превосходство Англии сильно ограничивало Германию. Поэтому германский империализм старался использовать свое военное превосходство на суше для расширения сферы своей власти, в особенности в направлении на восток.
Эта политика Германии повлекла за собой сближение между царской Россией, ослабленной поражением в войне с Японией и революцией 1905 г., и Англией и Францией.
Германский империализм, однако, не довольствовался превосходством его армии на суше; началось форсированное строительство германского военно-морского флота. В 1914 г. Германия располагала 133 военными кораблями, в том числе 37 линкорами. Численность военно-морских сил составляла 80 тыс. чел., а ежегодные расходы на флот — 200 млн. марок23. Форсированное строительство германского военно-морского флота, осуществляемое при демонстративном одобрении императора Вильгельма II, угрожало подорвать основу английского господства на море и тем самым угрожало роли Англии как первой мировой державы. Под влиянием угрозы со стороны Германии был создан англо-франко-русский союз (Антанта), а Германия создала Тройственный союз:
Германия, Австро-Венгрия и Италия. Контуры мировой войны вырисовывались все яснее. Шли «малые» войны. Были оторваны части от Оттоманской империи: Италия захватила Триполи, Австро-Венгрия — Боснию и Герцеговину, Греция — Крит. Началась Балканская война, приведшая непосредственно к мировой войне.
Вместе с развитием экономических и политических сил капитализма росло и рабочее движение,
его организованность и борьба против буржуазии.