При поверхностном взгляде на акционерное общество кажется, что акционерное предприятие дает возможность каждому пролетарию, располагающему крохотной суммой, стать акционером — «капиталистом» и разбогатеть.
Кажется, что в тех случаях, когда каждый владелец акции пользуется правом голоса, все участники акционерного общества в одинаковой мере влияют на его дела.
Фактически это, конечно, не так. Каждый акционер может пользоваться
правом голоса, но число голосов, которым он располагает, зависит от того, сколько акций лежит в его кармане. Поэтому дела акционерного общества решаются не всеми акционерами, а лишь кучкой наиболее крупных акционеров.
Если какой-нибудь из акционеров держит в своем портфеле 51 % всех выпущенных обществом акций, он может самым бесцеремонным образом диктовать свою волю общему собранию: назначать по собственному усмотрению наблюдательный совет, правление, ревизионную комиссию, административный персонал, распределять прибыли и пр.
Мелкие акционеры, видя, что дела решаются без них, помимо них и против них и не желая тратиться на поездку, совсем не посещают общих собраний (например, из 40.000 акционеров знаменитого «Deutsche Bank'a» на очередные собрания в довоенное время являлось обычно не более 40—50 человек, т.е. 0,1 %. При этом на каждого из явившихся падало, в среднем, по 500.000 марок акций). Те же из мелких акционеров, которые посещают общие собрания, обычно не решаются выступать против крупных заправил общества из вполне понятного «почтения» к людям, от которых зависит их судьба.
Вследствие этого, число акций, которым должен владеть капиталист, стремящийся к господству в акционерном обществе, значительно сокращается. Опыт показывает, что достаточно обладать 30 — 40% всех акций (1/3), чтобы управлять акционерным обществом беспрепятственно.
Собственно говоря, крупному капиталисту, стремящемуся к господству в акционерной компании, не надо даже фактически постоянно владеть ее акциями. Нужно только к моменту очередного собрания акционеров сосредоточить в своих руках достаточно солидный «пакет» акций. Техника дела приблизительно такова: к общему собранию акционеров та или другая влиятельния группа капиталистов пред'являет достаточное для приобретения большинства голосов число акций. Пользуясь большинством голосов, она целиком проводит на собрании свою волю и получает возможность по собственному усмотрению назначить членов наблюдательных советов, директоров и т. д. Обеспечив, таким образом, свое влияние в обществе на год, руководящая группа нередко распродает свои акции, а вырученные от продажи деньги бросает на завоевание других обществ и предприятий. Однако, к следующему собранию акционеров она вновь приобретает акции нашего общества, вновь закрепляет свое влияние в нем и т. д.
Неудивительно, что при таком положении вещей акционерные общества целиком и полностью превращаются в орудие крупных капиталистов, в способ подчинения мелких капиталов крупным.