В последние два десятилетия XX века государства Азии заметно активизировали участие в международной торговле. Благодаря высоким темпам индустриализации значительно улучшилась структура их экспорта, состоящего преимущественно из продукции обрабатывающей промышленности с растущим удельным весом высокотехнологичных товаров.
Нельзя не заметить определенную закономерность в ступенчатой индустриализации стран Восточной Азии. По мере движения вверх по технологической лестнице одна группа стран переходит к более высокому уровню специализации, а ее ступеньку занимает следующая «волна». С КНР и Индией этого пока не происходит: при освоении новых этажей международной специализации «старые» отрасли остаются в хозяйствах гигантов, где они достаточно эффективны.
Значительное упрочение позиций Китая в мировой торговле в начале XXI века не оказывает заметного негативного воздействия на экспорт других развивающихся стран. Конкурируя главным образом с НИС первой и второй волны, КНР предоставляет им своего рода компенсацию в виде быстрого роста импорта из этих стран и территорий.
При высоких темпах роста промышленного экспорта из стран Азии в первой половине нынешнего десятилетия темпы экономического роста оказались выше в государствах с относительно низкой степенью открытости хозяйства. Несколько снизилась и роль прямых иностранных
инвестиций в экономическом развитии большинства стран.
В этот же период превышение вывоза нефти из стран Азии над импортом сократилось примерно на 100 млн. т. Возрос дефицит «голубого топлива»: прирост экспорта природного газа из Азии не успевал за увеличением импорта. Иначе говоря, спрос на энергоресурсы в этой части света быстро увеличивается.
Азиатские государства, в том числе крупнейшие страны, все активнее вывозят капитал, в том числе в виде прямых инвестиций. Индия и КНР проявляют выраженный интерес к участию в разработке зарубежных месторождений углеводородов. Высокие темпы роста характерны для экспорта услуг из Азии, очень значительный масштаб приобрели доходы от работающих за рубежом трудовых мигрантов.
В 1997-1998 годах в результате «перегрева» хозяйств, усугубленного чрезмерными заимствованиями и спекулятивным движением краткосрочных капиталов, четыре восточноазиатские страны (Индонезия, Таиланд, Малайзия и Республика Корея) столкнулись с валютно-финансовым кризисом. Его результаты внесли коррективы в развитие НИС, но не опрокинули его сути. Пути выхода из кризиса были во многом схожими: ужесточение валютного регулирования и контроля над банковской системой, восстановление доступного для реального сектора кредита и инвестиционного механизма, расширение экспортного производства. Показатели международной ликвидности пострадавших в кризисе стран значительно улучшились к середине нынешнего десятилетия.
Можно говорить о преодолении большинством азиатских стран проблем, связанных с недостатком валюты, долгое время сдерживавших их экономическое развитие. Это обстоятельство открывает дополнительные возможности при разработке целей хозяйственной стратегии и внешнеэкономической политики. Форсированное открытие национальных хозяйств не выглядит императивом. В то же время дальнейшее укрепление позиций в мировой экономике вполне реально.