На главную страницу Форма обратной связи
Рекомендуем:
Разделы сайта
Экономическая функция государства. Идеология модернизации. Экономическая функция государства. Идеология модернизации. --- 

  Экономическая функция государства.   Идеология модернизации.


Экономическая функция государства в странах Азии во второй половине XX века предполагала осуществление соответствующих мероприятий, направленных на формирование и поддержание предпринимательского духа, воспитание промышленной и деловой культуры населения. В развивающихся и особенно постколониальных странах на массовом уровне идеология модернизации встречала определенные трудности. Ведь вся эпоха колониального господства Запада над народами Азии была насыщена острыми коллизиями, связанными с попытками метрополий разрушить или запретить «варварские» традиции и обряды. На волне их защиты победили многие национально-освободительные движения. Поэтому лидеры развивающихся стран, переходя к задачам экономического строительства, часто апеллировали к традиционным ценностям, становясь посредниками между нами и идеологией модернизации. Очень часто такая задача решалась на путях просвещенного авторитаризма.
Ставилась задача догнать развитые страны, не только не утратив на этом пути национальную самобытность, но по возможности укрепив ее. Широкое заимствование зарубежной техники и опыта этому прямо не противоречило. Умелое включение традиционных институтов в процесс модернизации нередко рассмат-, ривают в качестве одного из важных факторов хозяйственных успехов азиатских стран.
Государства Востока, отмечает академик НА. Симония, по большому счету можно разделить на две группы. «В первую входят те страны, где национальному руководству удалось найти оптимальный для своих стран вариант синтеза заимствований извне с традиционными структурными элементами... Конкретные модели этих оптимальных вариантов весьма различны, но всех их объединяет та или иная степень успеха в реализации национальной стратегии развития в рамках индустриальной парадигмы».
Одной из традиционных опор экономического развития в Азии послужило конфуцианство. Используя идеи раннего конфуцианства, «отец промышленности и банков Японии» Сибусава Эйдзи (1840-1932 гг.) планировал и реализовывал модернизационные проекты. Он изложил идеологическое обоснование своих реформ в книге « "Лунь юй" и бухгалтерский счет», ставшей настольной книгой японских управленцев.
Высокая роль семейных ценностей, уважение к государству, коллективизм, стремление к получению и продолжению образования, почтительное отношение к профессиональному мастерству и многие другие установки конфуцианства весьма органично вписаны в деловую и политическую жизнь стран и территорий конфуцианского ареала (Китая, Республики Корея, Тайваня, Гонконга, Сингапура, Вьетнама). Когда в 1979 году Дэн Сяопин обозначил одну из главных целей китайских реформ уже упоминавшимся выражением «сяокан» (скромное благополучие), населению и руководству стран конфуцианской традиции было совершенно ясно, о чем идет речь. Не случайно наличием в странах Восточной Азии готового «корпоративного человека», которого на Западе приходится специально готовить, довольно часто объясняют впечатляющие достижения азиатских компаний.
Один из конфуцианских принципов гласит: «В обучении не может быть различий по происхождению». Видный деятель Тайваня ЧэньЛифу, будучи министром образования, руководствовался именно этим принципом, когда посылал за казенный счет десятки тысяч молодых людей учиться на Запад. Этот маневр повторили в КНР в начале 80-х годов. Скромность и бережливость, занимающие высокое место среди конфуцианских добродетелей, в некоторой степени могут толковаться как причина успехов в энергосбережении и охране природы. Высокая социальная мобильность, наблюдаемая в восточно-азиатском регионе, также восходит к основам конфуцианства. На него опирается и новая программная установка КНР - построение гармоничного социалистического общества.
Сам земной характер и рационализм конфуцианского мировоззрения правомерно представить в качестве фактора, облегчившего его использование в модернизации экономики и просвещении населения. По-другому обстояло дело в неконфуцианских странах Азии. Религиозность населения, как правило, выступала в качестве тормоза социально-экономического развития, конфликты власти с высшим духовенством приводили к обвалам в целом неплохой хозяйственной динамики (Иран в конце 70-х гг.).
Тем не менее религию в ряде случаев удавалось направить в русло стабилизации социально-политической обстановки, смягчения противоречий, вызванных диспропорциями модернизации и открытой политики. В том же Иране разработки теории и практики исламской экономики (ислам, как и буддизм, во многом ориентирован на социальную справедливость) помогли консолидировать общество и постепенно перейти к дозированной либерализации хозяйства и внешнеэкономической сферы.
Объединение традиций и задач модернизации часто вызывало потребность широкого (созидательного) национализма, особенно важного для крупных стран с многочисленными этническими, кастовыми и религиозными перегородками.

 Экономическая функция государства. Идеология модернизации. Экономическая функция государства. Идеология модернизации.

Утвердившееся в ходе научно-технического прогресса чувство национального достоинства стало важным социально-психологическим двигателем экономического развития стран Азии. Овладев современными СМИ, государство получило к концу XX века мощный рычаг поддержки созидательного национализма, гармонизации отношений между традицией и модернизацией. Уходит в прошлое вынужденное возведение бедности в разряд добродетелей, обозначаются как реально достижимые новые социальные рубежи.
При этом внешний мир рассматривается не только в качестве источника полезных заимствований. Консолидации нации способствует, например, тезис об ужесточении конкуренции в мировом хозяйстве: «Вероятность новой мировой войны невелика, однако на наших глазах, проникая во все уголки земного шара,. стремительно разворачивается мировая экономическая война — и от нее никуда не денешься», - пишет известный китайский экономист.
В этой войне растущая роль принадлежит средствам массовой информации, выступающим в защиту национальных рынков. На данном направлении азиатские страны добились существенных успехов. Куда скромнее их достижения в информационном наступлении на внешние рынки. Примет ли такое наступление значительные масштабы - покажет будущее.
По мере экономического развития крупных азиатских стран проблема модернизации в значительной мере становится внутренней: источником положительного опыта служат уже не зарубежные примеры, а достижения передовых регионов внутри страны. Соответственно, распространение этих достижений по всей хозяйственной системе, преодоление региональных разрывов и диспропорций становятся еще одним важнейшим направлением государственной политики и идеологии.

  Также рекомендуем другие статьи:

  • Государственный капитализм. Laissez fai - идеология
  • Роль государства. Внутренний рынок.
  • Тенденции развития экономики Азии. Государственное регулирование.
  • Управление финансами. Борьба с инфляцией.
  • Неустойчивость капиталистической системы. Внешнеполитические отношения.



  • Книги по экономике

    Copyright © 2009-2019
    EcoUniver.com - Все по экономике и рынках