Крослэнд, стараясь «пролить свет» на эти метафизические спекуляции, пытается ответить на вопрос: «Как могла бы быть названа новая общественная формация?» Придерживаясь беспочвенного тезиса, что современный капитализм является новым общественным строем, Крослэнд отвечает: «Появляются и предлагаются различнейшие названия — государство всеобщего благоденствия, смешанное хозяйство, государство руководителей (управляющих), прогрессивный капитализм, новый дилизм (от рузвельтовокого «нового курса» — New Deals), государственный капитализм, первая ступень социализма и т. п. Но несмотря на трудности, необходимо найти какое-нибудь название — лучшее, что можно предложить, это «стейтизм». Государство, заявляет он, проявляет «тенденцию к ограничению капиталистической собственности» и таким образом содействует якобы преодолению классовых противоречий и классовой дифференциации.
Правильное понимание законов общественного развития, как мы уже указывали, раскрывает полную несостоятельность этих взглядов.
Современный капитализм не устранил ни экономических кризисов, ни социальных потрясений, которые неизбежны как следствие глубочайших классовых противоречий. Вопреки фактам действительности апологеты объявляют свои взгляды научными. В общем апологетов капитала по их высказываниям о «структурных изменениях капитализма» и «передвижке классовых фронтов» можно подразделить на две группы: одни более или менее отрицают существование классов в условиях современного капитализма и выдвигают тезис о профессиональной группировке и соответствующее понятие — «стратификация», которым затушевываются непримиримые противоречия капитализма; другие же признают существование классов, но говорят о нивелировке классовых различий. Наряду с классом капиталистов, к которому относят все категории акционеров, существует, по их мнению, и класс руководителей (управляющих), интересы которых резко расходятся, в результате чего происходит «революция управляющих». Эта вторая группа указывает, что наряду с «приспособлением» капитализма имеет место известная непримиримость со стороны функционирующих денежных капиталистов. Апологеты капитализма в зависимости от того, выражают ли они интересы мелкой буржуазии или интересы более крупного капитала, строят свои теории в соответствии с местом, занимаемым данным классом или социальной группой в обществе.
Общее для всех этих теорий состоит в принижении роли пролетариата и отрицании классовой борьбы. Крос-лэнд, например, считает, что нет больше «единого, обособленного, господствующего класса и ясно выраженной классовой борьбы». Он заменяет понятия классовые противоречия и классовая борьба понятиями «социальная гармония» и «социальный мир».