Наличие различных норм прибыли в различных формах предприятий и в различных отраслях не означает еще, что и средняя норма прибыли различна. Это скорее означает, что в условиях производства есть различия и что эти различия являются определяющим моментом для различных норм прибыли тех разных сфер производства, средняя которых образует общую норму прибыли. В противном случае закон стоимости потерял бы свое значение регулятора цен.
Из вышесказанного ясно, что как бы ни модифицировалось действие закона стоимости в условиях монополистического капитализма, его роль как регулятора цен не изменяется.
Монопольно высокая прибыль в этих условиях существует как особая форма сверхприбыли. Однако в отличие от обычной сверхприбыли она не принимает участия в уравнении нормы прибыли. Цена производства, в которую входит средняя прибыль, и в условиях господства монополий «опять-таки является центром, вокруг которого колеблются ежедневные рыночные цены и по которому
эти цены выравниваются в течение определенных периодов...» Неравномерность распределения прибылей, как и наличие монопольно высоких прибылей, свидетельствует только о растущей роли монополий, а не о наличии различных цен производства.
Следует также отметить, что в капиталистических странах преобладают в количественном отношении предприятия с уровнем прибыли ниже средней. Хотя удельный вес таких предприятий в активе капиталов той или иной отрасли и невелик (особенно в странах с высоким уровнем концентрации производства), все же они играют определенную роль в образовании цены производства. Тот факт, что в капиталистических странах преобладают в количественном отношении предприятия, получающие прибыль ниже средней, еще не означает, что эти предприятия могут длительное время оставаться устойчивыми и жизнеспособными. Не получая средней прибыли, они отстают от остальных предприятий по уровню накопления капитала и попадают во все большую зависимость от финансового капитала. Статистические данные дают возможность судить о степени концентрации производства в Соединенных Штатах.
Официальные данные о размере предприятий в США (которые, однако, не дают представления о подлинной картине разорения мелких и средних предприятий и преуменьшают масштабы происходящей на этой основе концентрации производства) показывают, что накануне второй мировой войны на 3167 тыс. предприятий с числом рабочих до 50 человек (или примерно на 98% общего числа предприятий) приходилось по стоимости 35% всех сделок (или поступлений) и 45% общего числа занятых. А на незначительное число предприятий (52 тыс., или менее 2% общего их числа), но с огромным числом рабочих и служащих (55% общего числа занятых) приходилась подавляющая часть производства и сделок (65%), а следовательно, и огромных прибылей.