Теоретико-игровые модели.
Теория игр занимается ситуациями принятия решения, в которых два или больше лиц, принимающих решения, противостоят друг другу, причем последствия решений одной стороны зависят от решений и действий другой стороны (других сторон). Такое положение зависимости при принятии решений в реальности наблюдается часто. Примерами из экономики являются, например, решения о ценах, принимаемые игроками на олигопольных рынках, тарифные соглашения между профсоюзами и предпринимателями, публичные аукционы и торги, где успех собственного предложения зависит от предложений других сторон. Структуры принятия решения, рассматриваемые в теории игр, являются в определенном смысле особыми случаями решений в условиях неопределенности, которые, в принципе,
характеризуются тем, что лицо, принимающее решение, не может определить заранее последствий своего действия или бездействия, так как они зависят от находящихся в будущем неизвестных обстоятельств. В теоретико-игровых моделях вместо этих неизвестных обстоятельств выступает сознательно действующий противник, чьи действия или возможную реакцию на собственные решения или их последствия можно попытаться просчитать, но, в принципе, они имеют неопределенный характер. Моментом рождения теории игр считается выход в свет в 1944 г. публикации Ноймана и Моргенштерна (Neumann/Morgenstem, 1944). С тех пор она из весьма абстрактной научной области развилась в технологию моделирования и оценки стратегических решений во множестве прикладных областей, в том числе и в области стратегического менеджмента. В теории игр лица, принимающие решения, обычно называются игроками, их действия или реакция на действия — стратегиями, а сумма стратегий до окончательного результата (если возможно несколько ходов) — партией. Выигрыши и проигрыши как результаты стратегий игрока и противника измеряются в единицах полезности или денежных единицах и образуют их платежные функции. Существенной является также форма представления. Различают так называемую экстенсивную форму в виде дерева решений и нормальную форму матрицы.
|