На главную страницу Форма обратной связи
Рекомендуем:
Разделы сайта
Денежная теория. Прототеория денег. --- 

Денежная теория. Прототеория денег.

 alt

Первые упоминания о деньгах содержатся в глиняных табличках, найденных в развалинах Ура и составленных 3700 лет до н. э. В них речь шла о серебряных слитках, используемых в расчетах за покупки. Резонно предположить, что к данному периоду относятся первые попытки осмыслить природу денег. Но мы о них, вероятно, так и не узнаем. Среди дошедших до нас источников анализ денежных отношений содержится в работах Аристотеля. Вероятно, к этому времени успела сложиться устная традиция воззрений на деньги. Аристотель опирался на нее, предложив достаточно глубокую концепцию сущности данного явления.
Основные положения концепции Аристотеля состоят в следующем: деньги появляются в результате развития меновой торговли ; деньги соизмеряют вещи и являются посредниками в процессе обмена; деньги возникают на основе «общего уговора» и «на условности» , т. е. появление монеты — результат развития общества и «...в нашей власти изменить ее или вывести из употребления» .
Любопытно замечание Аристотеля относительно значения потребностей: «Поэтому, как и было сказано выше, все должно измеряться чем-то одним. Поистине такой мерой является потребность, которая все связывает вместе, ибо, не будь у людей ни в чем нужды или нуждайся они по-разному, тогда либо не будет обмена, либо он будет не таким, т. е. не справедливым); и, словно замена потребности, по общему договору появилась монета...» .
Аристотелю принадлежит разработка этических проблем, связанных с накоплением денег. Его осуждение процента и ростовщичества оказало влияние на теологов средневековья, как Европы, так и исламского мира.
Фома Аквинский и его последователи (доминиканцы) восприняли у Аристотеля идею появления денег в результате общественного договора. Они отвергали наличие у денег внутренней ценности на том основании, что денег не было в момент творения. Но поскольку у денег нет внутренней ценности, их владелец ничего не теряет, отдавая их в ссуду. Соответственно, он не может претендовать на процент. На этом основании Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Франциск Ассизский и его последователи (францисканцы) также восприняли идеи Аристотеля о справедливом обмене, справедливых ценах и осуждении ростовщичества. Однако они отвергали договорную природу денег.


Русская Православная Церковь до 1551 г. не выступала за запрещение процента, но считала допустимым лишь низкий уровень этого вида дохода. В деловой практике средневековой Руси процент обычно составлял от 7,5 до 10. Этому в немалой степени способствовали широкая кредитная деятельность многих церквей и монастырей, в частности, Иосифо-Во-лоцкого, Троице-Сергиевого, Владимиро-Рождественского, Соловецкого и других. Своими операциями они оказывали влияние на норму процента, препятствуя ее завышению.
При ссуде жита (зерна) проценты, подлежащие уплате кредитору, рассчитывались по «присопу». Это означало, что жито, переданное заемщику, измерялось мерой, наполненной не выше краев, а возвращалось в объеме, который мера удерживала в «горке» над краями.
Нехватка благородных металлов для денежного обращения привела в XII в. к повышению процента. Из Центральной Европы на Русь начали переселяться ростовщики. Законодательная власть была вынуждена ввести ограничения.на уровень процентных ставок. «Пространная Русская Правда» Владимира Мономаха определила максимально возможную ставку по ссудам в 20 % годовых.
В середине XVI в. недостаток благородных металлов вновь привел к повышению процента. В этих условиях Стоглавый Церковный Собор (1551 г.) осудил взимание высоких процентов как лихоимство. Указом царя Федора Иоанновича в 1588 г. был установлен максимальный срок начисления процентов по ссудам — 15 лет. Но уже через год в 1589 г. в «Судебнике» Федора Иоанновича срок начисления процентов был снижен до 5 лет, а максимальная ставка определена в 20 % годовых. Максимальный срок в 15 лет для взимания процентов был подтвержден «Соборным Уложением» царя Алексея Михайловича (1649 г.). Эти вопросы подробно изложены в содержательной работе С. А. Андрюшина.
Мощный толчок к развитию собственно денежной теории дала «революция цен» («великая инфляция елизаветинского периода»). За период с 1530 по 1650 гг. цены в европейских странах возросли почти в три раза. Современники были склонны объяснять эти события сговором торговцев. По Европе прокатилась волна мятежей.
Теоретики Университета Саламанка в Испании — Ф.де Виториа, М. де Наваррус, Д. де Сото — вероятно, были первыми, кто в XVI в. связал рост цен в европейских странах с притоком золота и серебра из Америки. Саламанкская школа объясняла ценность товаров их редкостью. Приток благородных металлов снизил их относительную редкость. Соответственно, увеличился спрос на прочие товары. Тем самым была выдвинута основополагающая идея будущей количественной теории денег. Сходных взглядов на инфляцию XVI в. придерживался Н. Коперник. Его трактат о деньгах был написан в 1526 г., но опубликован лишь в XIX в..
В 1568 г. французский юрист Ж. Воден высказал мысль о взаимосвязи роста цен с увеличением количества золота и серебра в обращении. Эта идея получила достаточную известность и стала впоследствии основой количественной теории денег.
Первый научный трактат, специально посвященный деньгам, был написан в 1588 г. и принадлежал перу известного флорентийского прозаика Бернардо Даванзати. Он касался вопросов происхождения денег, их сущности, истории чеканки, а также порчи монет. «Деньги, — писал автор, — есть золото, серебро или медь, отчеканенные в монеты по желанию публичных властей и являющиеся по согласию наций ценой и мерой вещей, облегчая контакты между ними». Трактат Б. Даванзати собрал все сведения о деньгах, накопленные к концу XVI в.
Поступление благородных металлов в Европу, казалось бы, обеспечило все страны достаточным количеством денежного материала. Однако на этом фоне проявились колебания объема денег в обращении. Они стали следствием неравномерного движения благородных металлов между странами из-за неустойчивости внешней торговли. Появившаяся в конце XVI в. в Англии, Голландии и Франции, а позднее и в Германии доктрина меркантилизма справедливо отметила, что нехватка денег угнетающе влияет на торговлю и приводит к повышению нормы процента. Но в качестве единственной формы денег в тот период рассматривались благородные металлы. Поэтому для преодоления нехватки денег в экономике конкретной страны ранние меркантилисты предлагали введение законодательного запрета на вывоз золота и серебра. Поздний, т. н. традиционный меркантилизм, представленный, в частности, Т. Муном в Англии и Ж. Бодэном во Франции, определил в качестве первопричины притока-оттока благородных металлов колебания торгового баланса . В числе главных мер по его регулированию было предложено увеличение импортных тарифов и снижение экспортных.
Несколько важных проблем будущей денежной теории поставлены в работах В. Петти. В трактате 1662 г. им была предпринята попытка рассчитать скорость обращения денег (СОД). Понятно, что этого автора можно считать первооткрывателем идеи СОД весьма условно. Во-первых, тот факт, что монеты переходят из рук в руки, был издревле известен всякому, кто имел отношение к торговле. Во-вторых, В. Петти говорил о СОД весьма отрывочно и в связи с определением денежной массы, способной обеспечить сбор налогов в королевстве. В-третьих, в другой своей работе («Политическая арифметика») В. Петти определял количество денег, необходимых для обеспечения платежей, используя не скорость обращения, а понятие максимального числа платежей в единицу времени.
Но именно В. Петти предвосхитил одно из важнейших направлений развития теории денежного обращения, — работе 1682 г. «Разное о деньгах» он поставил вопрос о количестве денег, необходимых для обращения, и об их определении на основе оценки потока доходов. «Неполноценные» деньги из неблагородных металлов В. Петти рассматривал как простое дополнение к полноценным деньгам, способное ускорять платежи. Причем, по его мнению, недостатки дешевого материала должны компенсироваться качеством чеканки для приближения номинальной стоимости монеты к стоимости заменяемого ею благородного металла. Этот автор был далек от понимания проблемы расщепления функций денег использования дешевых, «неполноценных» денег в качестве средства обращения, а благородных металлов — в качестве резервной валюты и меры стоимости.
Дальнейшее развитие денежная теория получила в работах Дж. Локка. В 1690 г. им были сформулированы основные подходы трудовой теории стоимости (ценности). Эта доктрина стала логическим выводом из его концепции возникновения собственности: общую собственность человечества составляют предметы природы, но всякий предмет природы, к которому приложен труд, становится частной собственностью. По мнению Дж. Локка, 99% ценности всякой полезной вещи создается трудом; именно труд определяет различия в ценности предметов. Труд создает право собственности.
Однако Дж. Локк не распространил теорию трудовой ценности на деньги. Последние, по его мнению, возникают на основе общественного договора. Ценность придается им человеческой фантазией или в силу того же общественного договора. Дж. Локку принадлежит первое научное определение денег. Для него они — «некий долго сохраняющийся предмет, который люди могли бы держать в сохранном виде и который по взаимному согласию люди могли бы принимать в обмен на действительно полезные, но недолговечные предметы, обеспечивающие жизнь».
В 1691 г. Дж. Локк опубликовал работу, посвященную непосредственно проблемам денег и процента. В ней он высказал суждения, противоречащие ранее выдвинутой им трудовой теории стоимости (ценности). Стоимость денег и товаров складывается, по его мнению, под влиянием редкости. Например, нехватка продовольствия в неурожайные годы приводит к росту цен на них и обусловливает соответствующее снижение стоимости денег. Мерой стоимости денег является их количество.
Дж. Локк понимал, что роль денег как меры стоимости закрепилась за золотом и серебром исторически. В других условиях деньгами могли служить иные товары. Главное достоинство денег — стабильность их стоимости. Вслед за У. Петти он связывал количество денег, необходимых для обращения, со скоростью их оборота.
По Дж. Локку: «Естественная стоимость денег, выражающаяся в их способности приносить ежегодный доход в форме процента, зависит от отношения всего количества обращающихся в королевстве денег ко всей торговле королевства, т.е. к совокупным продажам всех товаров». Повышение нормы процента, по его мнению, имеет место в двух случаях: 1) когда велика потребность в деньгах, как кредитных ресурсах, а это обусловливает их редкость; 2) когда ощущается нехватка денег по отношению к потребностям торговли данной страны.
В этих высказываниях не содержится утверждения об однозначной связи количества денег и уровня цен. Тем не менее, Дж. Кейнс считал Дж. Локка родоначальником сразу двух направлений количественной теории: 1) традиционной, провозгласившей зависимость стоимости денег
от соотношения их количества с товарной массой; 2) уточненной, связывающей норму процента с количеством денег. Напомним, что разработчиком второго направления количественной теории был сам дж. Кейнс.
Однако нам приходится констатировать, что, несмотря на очевидное богатство идей, работы Дж. Локка трудно считать целостной доктриной.
Таким образом, прототеория денег — это набор суждений, не объединенных в единую концепцию, но вполне пригодных для обобщения. Такое обобщение должно было неизбежно возникнуть, как только развитие экономики предоставило бы дополнительный материал для новых исследований.




  Также рекомендуем другие статьи:

  • Денежная база
  • Денежная теория А.А. Соколов
  • История экономических учений
  • Деньги. Денежная теория Д. Юм
  • Деньги и денежная теория. Денежная система И. Т. Посошков



  • Книги по экономике

    Copyright © 2009-2023
    EcoUniver.com - Все по экономике и рынках