Основные принципы процессуального консалтинга отвечают насущным потребностям своего времени — создать условия, в которых каждый человек, команда и организация в целом могли бы понять, каким они видят свой бизнес, то есть речь идет о ценностях, задачах и видении организации и в конечном итоге об ответе на вопрос: «Что ты собой представляешь и чего хочешь добиться в жизни?» Эти ценности тесно связаны с развитием организации, и это позволяет выявить внутренние и внешние процессы, определяющие поведение и деятельность организации.-
Однако в 1980-е и 1990-е годы, когда стали активно развиваться новые технологии и получение прибыли стало главным приоритетом, процессуальный консалтинг утратил свою популярность. Теперь важность обрели эксперты или технические консультанты. Как отмечал Маргулис, в данном случае «основная задача консультанта — предоставить специальные знания и услуги, необходимые для решения проблемы клиента, которыми тот не располагает».
Хотя роль процессуального консультанта определялась как «симбиотическая связь с клиентом», отношения между консультантом-экспертом и клиентом рассматриваются почти как случайные, при этом на клиенте лежит ответственность за «разработку плана реализации внесенных предложений».
Возможно, это на самом деле было так в 1997 году, когда была написана формулировка, но в настоящее время предполагается участие консультанта-эксперта в проекте до самого его завершения. Часто это означает создание компьютерных сетей, например, по управлению финансами или кадрами.
Маргулис высказывает мысль, что эти основные типы или модели консалтинга не слишком сильно отличаются друг от друга, как это было раньше. Фактически, «консультант занимает в большей степени маргинальное и периферийное положение, чем предполагается в рамках процессуальной модели, но в то же время не столь отдаленное, отстраненное и ориентированное исключительно на поставленную задачу, как предусматривается технической моделью консалтинга».
Человек, занимающий периферийное положение, одновременно находится в системе организации и за ее пределами. Маргулис называет это «пограничным положением» и отмечает, что оно «чревато для человека стрессами, неприятностями и личными конфликтами». От того, каким образом консультанты решают бороться с такими трудностями, зависит эффективность их работы. Кроме того, консультант должен каким-то образом помогать клиентам преодолевать их волнения. В связи с этим есть определенные предположения относительно желательных или обязательных психологических качеств консультантов.
Будучи «частью» системы и в то же время не входя в нее, консультант может оказаться в изоляции и в одиночестве. И даже еще более одиноким, если речь идет о независимом консультанте. Маргулис считает, что индивидуальная подготовка консультанта должна включать в себя то, что он называет «психологической тренировкой», иными словами — развитие психологической устойчивости.
Консультант должен быть готов встретить и преодолеть трудности, которые обусловлены маргинальным характером отношений с организацией клиента, избегая при этом крайних, жестких мер решения проблем организации. Поэтому очень важно, чтобы таким сложным делом, как консалтинг, занимались сильные, всесторонне образованные, уверенные в себе люди. |