В основу всего экономического учения классиков буржуазной политической экономии положена идея вечности и незыблемости капиталистического способа производства. Они считали капитализм наиболее совершенной системой хозяйства, свободной от антагонистических противоречий, обеспечивающей быстрое и непрерывное развитие производительных сил. Борясь против феодальной эксплуатации, они выступали защитниками капиталистической эксплуатации. Полагая, что капитализм является вечной и неизменной экономической системой, они не считали ни возможной, ни целесообразной смену капитализма новой системой хозяйства.
Поскольку экономическая теория, развитая классиками буржуазной политической экономии, была направлена против отживших докапиталистических форм,
она была прогрессивной. Но поскольку эта теория была направлена на защиту капитализма и против дальнейшего прогресса, против социализма, она была реакционной. Апологетич-ность исходных позиций классиков буржуазной политической экономии предопределила апологетичность и их теории воспроизводства и кризисов.
Классическая буржуазная политическая экономия отбросила утверждения меркантилистов о том, что стоимость создаётся в обращении. Это, впрочем, отчасти было уже сделано физиократами. А. Смит и Д. Рикардо отвергли также утверждение, что дополнительная стоимость создаётся только в сельско-м хозяйстве. Классики буржуазной политической экономии стояли на той точке зрения, что и в промышленности, так же как в сельском хозяйстве, создаётся дополнительная стоимость.
В теории воспроизводства рассматриваемые здесь экономисты исходили из положения, которое Маркс называл «догмой Смита». «Догма Смита» заключалась в утверждении, что стоимость годового продукта общества слагается из доходов: заработной платы, прибыли и ренты. Это положение противоречило теории трудовой стоимости, поэтому Рикардо внёс поправку в «догму Смита».
По мнению Рикардо, стоимость годового продукта не слагается из доходов, а разлагается на доходы— на заработную плату и прибыль (ранта, по его мнению, есть часть прибыли).