Акционерные компании, которые до сих пор не участвовали непосредственно (за небольшими исключениями) в сельском хозяйстве, начинают уже пробивать себе дорогу в те его отрасли, которые наиболее связаны с перерабатывающей- промышленностью. На этой основе развивается «агробизнес», который наряду с тем, что охватывает все больше и больше примышленных предприятий, подчиняет себе и много коммерческих предприятий и кредитных институтов.
«Агробизнес» и его методы кредитования и финансирования, связанные чаще всего со специализацией хозяйств, увеличили противоречия как между крупным и мелким хозяйством, так и между промышленностью и сельским хозяйством. Направляемый аграрной политикой «общего рынка» и американским капиталом, он еще больше содействует дальнейшему подчинению1 земледелия монополиям,
тем более что особые государственно-монополистические мероприятия способствуют его развитию во. все возрастающем числе отраслей производства.
Сама система договоров на производство и поставку сельскохозяйственной продукции приводит к дифференциации фермеров, а следовательно, к укрупнению одних хозяйств и к разорению других. Управление земледельческим производством на этой основе тесно связано с появлением «специализированных сельскохозяйственных фабрик», инициатива создания которых опять-таки находится в руках финансового капитала. Финансовый капитал на основе этих «фабрик» производит свои опыты «регулирования» цен и пошлин на земледельческие продукты. Здесь идет речь о так называемой «направляемой рыночной цепи» (gesteuerte Marktkette), которая связана с многосторонней деятельностью капиталистического предприятия.
В результате всех этих мероприятий финансового капитала удельный вес крупных капиталистических хозяйств в сельскохозяйственном производстве становится в последнее время все большим. Интенсификация производства в сельском хозяйстве и введение новой техники способствовало тому, что ряд средних хозяйств по доходу на единицу земельной площади и капитала приблизился к крупным хозяйствам. Однако одновременно значительная часть средних и тем более мелких хозяйств отстает все больше и больше в своем развитии, что является признаком углубления социальной дифференциации в сельском хозяйстве. Процесс концентрации в земледелии, несмотря на то, что ему препятствуют частная собственность на землю и земельная рента, с каждым годом усиливается.
Искусственное поддерживание цен на сельскохозяйственную продукцию посредством введения высоких пошлин на ввозимые в страну продукты сельского хозяйства поощряет капиталистических арендаторов и крупных землевладельцев предпринимать дополнительные капиталовложения. Это открывает новые возможности для расширения сельскохозяйственного кредита и установления таким путем все более тесных связей аграрных магнатов с банковским капиталом. Последний присваивает себе часть чистого дохода, получаемого в земледелии в форме процента, что покрывается рентой, а в случае несостоятельности должника — самим капиталом. В ряде случаев требования увеличения аграрных пошлин находят поддержку и со стороны банковских кругов.