Экономика и этика
Экономика образует каркас цивилизации, поскольку на ней базируются все остальные институты человеческого общества: наука, культура, государство со своими многочисленными функциями. Все это человечество может позволить себе только потому, что в экономике имеются требуемые материальные и нематериальные условия. Вряд ли люди занимались бы такими возвышенными видами деятельности, как наука и искусство, если бы экономика не давала возможности удовлетворить основные потребности человека. Однако нельзя забывать о том, что культура, духовность — не только неотъемлемые атрибуты бытия человека, но и непременные предпосылки и составляющие его благосостояния. Последнее является не только экономической, но и этической категорией. В этом находит свое проявление единство экономики и этики.
Исследование социально-экономических систем хозяйства при игнорировании этико-культурных ценностей, придающих национальный колорит и специфику моделям жизнедеятельности общества, не выдерживает критики. Поэтому экономическая мысль XX в. пришла к выводу о необходимости включать в большей или меньшей степени этическую составляющую в социально-экономический анализ, ибо без нее невозможно понять конкретные процессы, происходящие в рамках национальных экономик, тем более если ограничиваться абстрактными общетеоретическими моделями развития. На взаимосвязь этики и экономики существуют различные воззрения: предопределенность этики экономикой, первичность этики по отношению к экономике; непреходящая значимость этико-культурных ценностей в развитии экономики, общества, цивилизации; консерватизм этико-культурных ценностей, обуславливающий их отставание от изменений в области технологий производства и экономики. Несмотря на имеющиеся глубокие научные исследования в этой области, учебная экономическая литература продолжает игнорировать данный аспект экономической теории. В предлагаемом учебнике рассматривается этико-экономический аспект трансформации российского общества, тем более что исконно русская общественная мысль с самого своего зарождения стремилась к полному конкретному знанию — «живознанию», объединяющему в себе духовность и материальность, силу духа и силу интеллекта. |