На главную страницу Форма обратной связи
Рекомендуем:
Разделы сайта
Отличие раннего и позднего меркантилизма. Разделы по экономике / История экономических учений 
Отличие раннего и позднего меркантилизма.
Отличие раннего и позднего меркантилизма.


Принято выделить два этапа развития меркантилизма. Первый этап называют ранним меркантилизмом, или монетаризмом, и относят к XIV—XVI вв. Итерой этап — зрелый, или поздний меркантилизм, к которому относят работы экономистов конца XVI—XVII вв.
Ранние меркантилисты в основном акцентировали внимание на накоплении драгоценных металлов (золота и серебра) в стране и на политике регулирования денежного оборота. Накопление денег воспринималось как обогащение нации, поскольку деньги представлялись как всеобщий и всемогущий эквивалент материального богатства, к тому же идеально сохраняющийся при сбережении. Поэтому основной задачей ранние меркантилисты считали обеспечение активного денежного баланса. Для достижения этой цели устанавливались всяческие запреты на вывоз денег из страны, вплоть до смертной казни (Испания, XVI в.). Устанавливался жесткий контроль над тем, чтобы иностранные купцы тра-тили все вырученные от импорта деньги внутри страны (закон об истрачивании), а также чтобы отечественные купцы привозили в страну не меньше денег, чем стоимость вывезенных ими товаров.



Меркантилизм. Политика протекционизма. Разделы по экономике / История экономических учений 
Меркантилизм. Политика протекционизма.
Меркантилизм. Политика протекционизма.


Важным средством обогащения нации меркантилисты считали правильную политику правителя. Государство представлялось как активный участник экономических процессов. Такая позиция вполне логично вытекает из общих взглядов меркантилистов. Во-первых, она является следствием макроэкономического подхода. Меркантилисты исследуют вопросы «национального богатства», которое не может быть заботой отдельных индивидов. Оно является заботой государя, который должен проводить целенаправленную политику по его приросту.
Помимо этого меркантилизму не свойственна четко выраженная идея экономических законов. Большое значение придавалось волевым целенаправленным действиям людей. В частности, утверждалось, что простое наличие природных ресурсов и драгоценных металлов не обеспечивает процветание нации. Главным является умение купца или правителя извлекать из этого прибыль. Лишь на позднем этапе начинают формироваться первые представления о саморегулируемости экономической системы. Начинает вырисовываться понятие экономического закона как правила, неустранимого никакой волей человека. Наиболее четко эта идея прописана в работе английского купца Дадли Норса. Она также встречается в трактатах Томаса Мана в той части, где он доказывает пагубное воздействие государственного регулирования валютных курсов.



Меркантилизм. Основные теоретические положения. Разделы по экономике / История экономических учений 
Меркантилизм. Основные теоретические положения.
Меркантилизм. Основные теоретические положения.


Богатство рассматривается меркантилистами как количество денег или товарных благ в стране. При этом важным залогом богатства нации они считают наличие ресурсов, необходимых для создания товарных благ и ведения выгодной торговли. К ним прежде всего относятся природные ресурсы, географическое положение, многочисленность и трудолюбие населения, уровень развития промышленности, а также грамотная политика государства.
Часто встречается деление на два вида богатства: естественное и искусственное. Впервые оно было введено итальянским меркантилистом А. Серра. Естественное богатство — это то, чем обладает страна в силу климатических и географических условий. В основном сюда относятся продукция сельского хозяйства, а также выгоды, которые имеет страна в торговле в силу своего расположения. Искусственное богатство — это то, что производит промышленность. Его наличие зависит уже от численности населения, его трудолюбия, знаний и умений. Оно имеет большее значение для страны, так как его объемы можно увеличивать посредством определенной политики.
Увязывая богатство с количеством трудящегося населения, меркантилисты особое внимание уделяли демографическим проблемам, вопросам занятости, а также факторам, определяющим трудолюбие и способности нации.



Меркантелизм. Характеристика эпохи маркантелизма. Разделы по экономике / История экономических учений 
Меркантелизм. Характеристика эпохи маркантелизма.
Меркантелизм. Характеристика эпохи маркантелизма.


Активизация экономической жизни в европейских странах начинается еще в XII—XIII вв. благодаря увеличению численности населения, развитию торговли, росту безопасности дорог и т.д. Постепенно множатся торговые связи, торговый оборот стимулирует развитие промышленности, развивается кораблестроение. Но в XV в. этот процесс приобретает новое качество. Начинается эпоха Великих географических открытий.
Поиск новых земель и рынков был в первую очередь спровоцирован острым дефицитом драгоценных металлов, которые в ту эпоху выполняли функцию денег. Этот дефицит возник из-за роста торговых операций. Помимо этого европейские страны стремились найти новые, морские пути в Индию — источник пряностей. Сухопутный путь на Восток через Сирию и Малую Азию был единственным и контролировался венецианскими купцами. Другие страны (Испания, Португалия, позднее Англия) оказывались исключенными из этих внешнеторговых операций.



Экономическая мысль мусульманского средневековья Разделы по экономике / История экономических учений 
Экономическая мысль мусульманского средневековья
Экономическая мысль мусульманского средневековья


Характеристика эпохи
Мусульманская культура начала формироваться в период арабских завоеваний. За сто лет (в VII—VIII вв.) арабы завоевали колоссальную территорию. Арабский халифат был больше Римской империи и простирался от Испании до Индии. В его состав вошли и многие развитые страны, население которых, переходя в ислам, вносило свой вклад в формирование мусульманской культуры. В частности, бывшие византийские провинции Сирия и Египет были проводниками античной культуры и в том числе античной философии в исламском мире. Средневековая исламская философия, так же как и в Европе, первоначально развивалась в рамках богословия. Наибольший ее расцвет приходится на XI—XII вв., но и позже, несмотря на постепенное усиление в исламском богословии догматизма и мистицизма, в ней встречаются глубокие мыслители. Одним из них был уроженец Туниса, философ и историк Валиэддин Абдаррахман ибн Хальдун (1332—1406), выдвинувший первую в мусульманской философии теорию развития общества, и которой большое место было отведено экономическим проблемам.


Средневековая экономическая мысль России Разделы по экономике / История экономических учений 
Средневековая экономическая мысль России
Средневековая экономическая мысль России

Экономическое и политическое развитие России обладало определенной спецификой. Во-первых, Восточная Европа в целом отставала от Западной, поскольку «варварские» государства на развалинах Римской империи начали формироваться в конце V в., а Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло в конце IX в. Во-вторых, татарское иго, еще больше усилив отставание России, наложило особый отпечаток на ее дальнейшее политическое развитие. В борьбе за освобождение от татар в России на рубеже XV—XVI вв. сложилось централизованное государство. Но если на Западе формирование в это же время централизованных государств сопровождалось зарождением капитализма, то в России государство, сложившееся по военной необходимости, наоборот, способствовало усилению некоторых черт феодализма, в частности возникновению и развитию крепостного права. Кроме того, российское государство унаследовало от татар определенные черты восточной деспотии.

Основные положения экономических воззрений Фомы Аквинского Разделы по экономике / История экономических учений 
Основные положения экономических воззрений  Фомы Аквинского
Основные положения экономических воззрений Фомы Аквинского

Средневековая мысль не являлась однородной. Несмотря на необходимость ссылаться на общий источник — Священное Писание, в богословии существовали различные школы и направления, между которыми часто возникали дискуссии. Мы остановимся на авторе, который являлся одним из самых влиятельных мыслителей этой эпохи, — Фоме Аквинском и на примере его воззрений проиллюстрируем особенности средневековой экономической мысли.
Богатство. По мнению Фомы Аквинского, богатство не является грехом само по себе. Оно есть власть, которая дается человеку, обладающему богатством. А всякая власть должна вызывать уважение. Другой вопрос — как это богатство используется. Если с его помощью делаются благие дела, то такое богатство заслужи-вает одобрения. Если же оно порождает пороки и им творится несправедливость, тогда такое использование богатства достойно всякого осуждения. Человек, обладающий богатством, наделен более высокой степенью ответственности за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значительны для окружающих, чем поступки бедняков. Поэтому грехи богатого челоиска более тяжкие, чем те же грехи бедного.
Осуждения также заслуживает стремление к богатству. Поскольку богатство не является целью само по себе, а лишь средством для обустройства мира, то превращение его в цель выступает нарушением естественной природы вещей, а следовательно, несправедливостью.



Книги по экономике

Copyright © 2009-2023
EcoUniver.com - Все по экономике и рынках