Систематическое наблюдение за воздушной средой ленинградских кожевенных заводов, проводимое нами с конца 50-х годов, и выборочные исследования, выполненные в 60-х годах па заводах Москвы, Осташкова и Бердичева, говорят о том, что сероводород практически не обнаруживается в воздухе зольных и дубильных цехов. Мы располагаем лишь 50 анализами из нескольких сотен, в которых сероводород был найден в сотых, но не выше десятых долей мг/м3.
Сопоставление особенностей технологии и санитарно-технического состояния кожевенного производства в 20—30-х годах и в настоящее время позволяет разобраться в причинах, способствовавших его исчезновению и, что, несомненно, более важно, в причинах ликвидации острых отравлений сероводородом среди рабочих.
Так, на заводах жестких кож первой причиной явилось изменение обезволашивающих составов. До начала 30-х годов там применялись растворы, в которых количественное отношение извести и сернистого натрия колебалось от 1:1 до 1:5 (В. Бабун). Такие растворы не только разрушали эпидермис и подкожную жировую клетчатку, но сжигали шерсть, которая, как известно, образована в значительной степени серусодержащими соединениями. Необходимость сохранения шерсти для нужд народного хозяйства привела к изменению соотношения извести и сернистого натрия в обезволашивающих жидкостях, в части уменьшения количеств последнего. Сегодня на заводах этого типа используются зольные жидкости, в которых концентрации сернистого натрия и извести соотносятся как 1:15, 1:17.

В то же время высокое содержание в их составе гидрата извести приводит к алкализации сероводорода, выделяющегося при гниении белков. Продукты алкализации— SH и S2 анионы — удаляются вместе со сточными водами.
Вторым технологическим мероприятием, имевшим большой гигиенический эффект, явился отказ от совместного проведения процессов обеззоливания голья и первой (заличнрй) фазы дубления. Обеззоливание голья в изолированных емкостях, под лабораторным контролем, прекратило занесение сернистого натрия в кислую дубильную среду. Тем самым был ликвидирован один из самых серьезных источников образования сероводорода в результате прямых химических реакций. Со времени введения раздельного и качественного обеззоливания голья число отравлений сероводородом резко снизилось, так как они (по литературным данным) чаще всего возникали именно при проведении процессов, пограничных для зольных и дубильных цехов.
Сокращение длительности процессов золения и дубления кож с нескольких месяцев до 2—4 недель и систематическая сменяемость рабочих растворов со всеми их органическими накоплениями стали третьим звеном в цепи технических мероприятий, положительно повлиявшим на исчезновение сероводорода из воздуха рабочих помещений.
Четвертой, но не менее важной, причиной было повышение общего санитарно-технического уровня кожевенного производства. Оно выразилось в увеличении объема помещений цехов, создании систем канализации с комплексом очистных сооружений, повсеместном использовании механической вентиляции и, наконец, в систематической механизированной очистке оборудования и помещений от остаточных продуктов переработки сырья.
Однако было бы неправильно говорить о том, что возможностей для образования сероводорода, а следовательно, и опасности отравлений им в кожевенной промышленности более не существует. Напротив, принятое в настоящее время технологическое направление на последовательное проведение нескольких жидкостных операций в одном аппарате, в том числе преддубильных и дубильных, заставляет проявлять известное беспокойство. Поэтому только обязательное и качественное обез-золиваиие голья и его последующая промывка могут предотвратить попадание сернистого натрия в дубильные растворы. Это прежде всего относится к предприятиям, производящим хромовую кожу, где для обезвола-шивания шкур используются растворы с особенно большим содержанием сернистого натрия. Так, Т. Л. Шаки-ров в новом цехе хромовых кож обнаружил сероводород в количестве 3,1 мг/м3 у штабелей шкур, обработанных раствором сернистого натрия, и до 1,25 мг/м3— в момент выгрузки кож из барабанов после хромового дубления. |