Классификация профессий но степени и характеру подготовки невольно возвращает нас в вопросу, который мы рассмотрели в одном из предыдущих очерков — к вопросу об эволюции профессий. В самом деде, вспоминая нарисованный нами выше процесс постепенного развития профессий, мы видим, что он очень удобно укладывается в рамки той классификации, с которой мы только-что познакомились. На заре своей истории человек не знал никакой подготовки к труду — ни теоретической, ни практической.
С точки зрения нашей классификации — в то время господствовал исключительно простой неквалифицированный труд. Следующую стадию развития представляло появление простого-квалифицированного труда — труда, связанного с практической подготовкой. Это — эпоха возникновения профессий, эпоха начавшегося разделения труда. Еще шаг вперед, и появляются профессии интеллигентного, но пока еще неквалифицированного труда. Человеческий ум создает наряду с практическими навыками и теоретическое знание; этим самым обусловливается появление профессий с теоретической подготовкой. Чем дальше развивается духовная культура человечества, тем сильнее становится господство теоретических знаний и тем многочисленнее и влиятельное становится кадр людей, занятых интеллигентным - квалифицированным трудом.

А последняя стадия развития, которую мы теперь переживаем и которая полностью развернется только в будущем — это постепенное отмирание двух внутренних звеньев нашей цепи и концентрация народного труда на двух крайних полюсах классификации — в области интеллигентного квалифицированного труда, с одной стороны, и простого-неквалифицированного — с другой. Теория вытесняет практику. Прогресс теоретических знаний дал возможность человечеству механизировать работу и тем самым упразднить необходимость практической подготовки. Недаром все более и более исчезает профессиональное ученичество—явление игравшее еще недавно такую большую роль в промышленной жизни.
Так анализ ходячих представлений об умственном и физическом труде освещает новым светом эволюцию профессий. И сама ходячая классификация в этом свете перестает казаться простой бессмыслицей: мы видим, что в ней отражаются различные исторические переживания, оставившие след в коллективной памяти человечества. |