Дальнейший вывод анализа заключается в том, что управляющий портфелем при выборе величины бета (недиверсифицируемого риска) предопределяет ожидаемый доход инвестора. Таким образом он может варьировать этот доход, не пытаясь выбрать акции наиболее успешных компаний. Наиболее эффективным методом достижения требуемой комбинации риска и дохода является регулирование пропорций, в которых либо относительно безрисковые активы включены в портфель, либо используются заемные средства для увеличения суммы вложений портфеля.
Рассмотрим в качестве отправной точки гипотетический рыночный портфель, состоящий из всех акций, которые обращаются на фондовом рынке и сумма которых взвешена по рыночной цене соответствующих компаний. Конечно, бета рыночного портфеля равна единице, и его ожидаемый доход в настоящий момент, возможно, около 9% .
Предположим, управляющий портфелем готов принять уменьшение дохода в обмен на меньшую нестабильность, скажем, в два раза по сравнению с доходностью рынком в целом, т. е. он желает получить портфель, бета которого составляет 0.5. Как он может добиться этого? Он мог бы просто исключать более рискованные акции из рыночного портфеля до тех пор, пока средняя бета оставшихся акций не приблизилась бы к 0.5.
Но при этом портфель стал бы менее диверсифицированным и, как уже неоднократно отмечалось, стал бы хуже компенсировать риски, устранимые при значительной диверсификации. Альтернативным решением может быть добавление в портфель достаточного количества корпоративных и государственных облигаций или других ценных бумаг с фиксированным доходом, бета которых обычно низка, для снижения общей беты портфеля до 0,5.
Преимущество этого подхода заключается в том, что диверсификация обыкновенных акций в портфеле не уменьшается. Эта стратегия лучше замены акций в портфеле облигациями, имеющими среднюю бету 0.5, поскольку полученный в результате портфель будет слишком слабо диверсифицирован, например он будет гораздо чувствительнее к риску неожиданного изменения уровня инфляции, чем портфель с обыкновенными акциями, доходность которого не фиксирована номинальной денежной суммой.
С этим связано то обстоятельство, что облигации, добавляемые к акционерному портфелю для сокращения общей беты, должны быть отобраны так, чтобы сохранить общую диверсификацию портфеля. Было бы неправильно держать портфель, состоящий из различных акций на сумму 1 млн долл. и облигаций одной компании на 1 млн долл.
Инвестор, желающий получить более высокий ожидаемый доход, чем существующий на рынке в целом, может достичь этого путем заимствования средств для покупки дополнительных ценных бумаг в свой портфель. Предположим, инвестор, вложивший 500 000 долл. из своих личных средств, занимает еще 500 000 долл., и сумма его активов достигает 1 млн долл. Он инвестирует эти средства в фонд, управляющий рыночным портфелем. Инвестор платит 6% по ссуде.
Ожидаемый доход рыночного портфеля составляет 9%. Таким образом, ожидаемый доход инвестора, который равен ожидаемому доходу портфеля (0.09 • 1 млн долл. = 90 000 долл.) минус издержки выплаты процентов по ссуде (0.06 • 500 000 долл. = 30 000 долл.), поделенному на его личные инвестиции, составит 12% (90 000 долл. - 30 000 долл. = 60000долл., разделить на 500 000 долл. = 0.12). Это больше, чем рыночный доход. Однако бета данного портфеля выше средней по рынку. Если, например, рыночные котировки снижаются на 10%, портфель будет стоить только 900 000 долл. (мы можем игнорировать издержки выплаты процентов по ссуде).
Поскольку инвестор по-прежнему должен 500 000 долл. своему кредитору, его чистые активы составят только 400 000 долл., т. е. на 20% меньше, чем перед снижением котировок. Таким образом, бета портфеля равна 2. |