Я буду говорить о той части экономической науки, которую принято называть промышленной организацией, но, чтобы понять ее текущее состояние, необходимо сказать несколько слов о развитии экономической науки вообще. Мне кажется, на протяжении двух столетий после выхода в свет "Богатства народов" экономисты в основном занимались заполнением пробелов в системе Адама Смита, исправлением его ошибок и приданием его анализу гораздо большей точности. Одной из главных тем "Богатства народов" была идея о том, что для нормального функционирования экономической системы нет необходимости в государственном регулировании или централизованном планировании.
Экономику может координировать, и, более того, координировать благотворно, система цен ("невидимая рука"). Как писал Харолд Демсец, со времени выхода в свет "Богатства народов" главная задача экономистов была в том, чтобы формализовать этот тезис Адама Смита. Заданы технология и вкусы потребителей, а выбор индивидов, преследующих свои собственные интересы, управляется системой цен. Экономисты вывели необходимые условия, при которых можно достичь сформулированных Адамом Смитом результатов, а там, где этих условий не найдешь (т. е. в реальном мире), они предлагали такие изменения, чтобы указанные условия выполнялись.
Именно это можно найти в учебниках. Харолд Демсец справедливо отметил, что данная теория анализирует крайне децентрализованную систему. Она была большим интеллектуальным достижением и пролила свет на многие аспекты экономической системы. Но эту теорию никоим образом нельзя считать плодотворной всегда и во всем.
Порой и в самом деле создается впечатление, будто экономисты считают, что их дисциплина имеет дело исключительно с системой цен, а все, что за ее пределами, не имеет отношения к их "бизнесу". Так, мой бывший начальник и прекрасный человек Лайонел Роббинс писал в книге "Природа и значение экономической науки" о "бросающихся в глаза пороках" старой трактовки теории производства, где обсуждались виды крестьянской собственности и промышленные формы.
Суть же в том, что, по мнению Роббинса, экономист должен интересоваться не внутренним устройством организаций, а только тем, что происходит на рынке, куплей факторов производства и продажей благ, созданных этими факторами производства. А то, что происходит на этапе между куплей факторов производства и продажей созданных ими благ, по большей части остается без внимания. Не знаю, насколько современные экономисты разделяют позицию Роббинса, но бесспорно, что микроэкономическая теория в значительной мере занимается проблемами установления уровней цен и выпуска — недаром этот раздел экономической науки часто называют теорией цен. |