Сказано, что юноши грезят, а старики видят сны. Мой сон — построить теорию, которая позволила бы анализировать определяющие факторы институциональной структуры производства. В "Природе фирмы" эта работа сделана лишь наполовину: объяснено, почему существуют фирмы, но не показано, каким образом функции, осуществляемые фирмами, распределяются между ними.
Я сплю и вижу, как способствовать завершению того, что начал примерно 55 лет назад, и принять участие в развитии такой универсальной теории.
Поэтому как только освобожусь от своих текущих обязательств, я отложу исследовательские проекты, которыми занят сейчас, и присоединюсь к экономистам, работающим в этой области. Я намерен снова поднять паруса, чтобы проложить путь в Китай, и не буду разочарован, если на этот раз всего-навсего открою Америку.
В своей первой лекции Коуз сделал удивительное признание в нелюбви к математике. Очень любопытно услышать такое от одного из немногих экономистов, именем которых названа теорема. На самом деле легко показать, что Рональду Коузу принадлежат две теоремы, лемма и тождество. Собственно теорема Коуза на данный момент в дальнейшем обсуждении не нуждается.
Выдающимся вкладом является и вторая теорема об устойчивом во времени подыгровом совершенном равновесии для монополиста товаров длительного пользования — бедняги, вынужденного либо уничтожить часть собственности, либо действовать как совершенный конкурент, потому что, за исключением ситуации, когда монопольная власть останется неиспользованной, невозможно сегодня связывать себя по поводу некоторых действий обязательствами, которые в будущем окажутся ненадежными (Coase, 1972).
Менее известна лемма, хотя и ее следует знать. Она сформулирована в одной замечательной работе, написанной в 1935 г. в соавторстве с Фаулером. В этой работе сделана первая известная мне попытка увязать с реальными данными межвременное арбитражное условие (уравнение Эйлера). Коуз и Фаулер сомневались в том, что теория паутинообразных траекторий дает рациональное объяснение так называемого "свиноводческого цикла". Оказывается, выращивание свиней — очень специализированный бизнес. Фермеры, разводящие свиней, продают поросят своим коллегам, которые их откармливают, а те в свою очередь, откормив животных до подобающих размеров, продают их на рынке убойного скота.
Коуз и Фаулер доказали, что на сделках, осуществляемых на первой стадии, можно "делать легкие деньги", если только средние рыночные цены поросят не отражают ожидания цен на свинину месяцев через девять — период, в течение которого животных в 30-х гг. держали перед тем, как отдать на бойню (сейчас этот период составляет шесть месяцев), и проверили свою гипотезу эмпирически на статистических данных Великобритании. Сейчас эта работа признана как один из вариантов гипотезы рациональных ожиданий. Так ее оценивает Мут в своей важной статье на данную тему. |