Неполнота является недостатком статьи, но сама по себе она не наносит серьезного ущерба моей общей теоретической схеме. На самом деле мое изложение вполне адекватно той цели, которой служила "Природа фирмы": объяснению того, почему существуют фирмы. Но с точки зрения дальнейшего развития анализа деятельности фирмы то, как я представил свои идеи, на мой взгляд, влечет за собой или, по меньшей мере, поощряет чрезмерный акцент на роли фирмы как покупателя услуг факторов производства и на выборе контрактных соглашений, заключаемых с ними.
Вследствие такой концентрации внимания на концепции фирмы как покупателя используемых производственных ресурсов экономисты склонны игнорировать главный вид деятельности фирмы — управление бизнесом.
Начнем с предположения, что мы имеем экономику без фирм, как ни трудно представить себе такое. Все трансакции осуществляются как результат контрактов между факторами производства, причем услуги, которые одна сторона предоставляет другой, оговорены в контракте — никакого управления не предусмотрено. Также имеют место контракты на продажу продукции между факторами производства и потребителями. В деталях функционирование такой системы трудно не только описать, но даже вообразить.
Возможно, один из факторов отвечал бы за сбыт продукции потребителям или же один отвечает за продажу другому фактору какой-то комплектующей детали, сделанной третьим фактором, тогда как продажу готового продукта потребителю реализует четвертый фактор, или — еще один вариант — потребитель заключает контракты сразу со всеми факторами, принимающими участие в изготовлении продукта. При всем обилии возможных контрактных соглашений ни одно из них не предусматривает никаких директивных указаний факторам производства, если нет фирм.
В такой системе размещение ресурсов напрямую отражает структуру цен, но при этом львиная доля наличных ресурсов расходуется на мероприятия, связанные с заключением необходимых для осуществления данных трансакций контрактов, а также в процессе приобретения информации, на основе которой будут приниматься решения.
Ситуация полностью изменится, если модифицировать эту теоретическую схему так, чтобы она допускала образование фирм. Организаторы фирмы смогут заключать такие контракты с факторами производства, в соответствии с которыми эти факторы окажутся у них в подчинении, если фирма в состоянии заплатить этим факторам больше, чем они получили бы при прежней системе. Фирма сможет также продавать конечный продукт, если будет в состоянии назначить цену ниже той, что была при старой системе. По сути это означает, что организовать фирму рентабельно, когда ее операционные издержки (включая издержки контрактации с факторами производства или с другими фирмами и издержки продажи продукта) меньше трансакционных издержек, которые пришлось бы нести в условиях целиком рыночной системы — именно эта разница является источником более высоких доходов факторов производства и более низких цен на продукцию.
Возникновение фирмы приводит к несравненно менее сложной системе контрактных соглашений, охарактеризованной фразой: "Этот ряд контрактов замещается одним-единственным". Также верно и то, что следствием возникновения фирм являются замещение трансакций между факторами внутрифирменными трансакциями и трансакций между факторами и потребителем трансакциями между фирмой и потребителем (чего я не осознавал в то время, когда писал "Природу фирмы"). Эти обстоятельства, помимо всего прочего, служат и упрощению процесса контрактации. |