В двух главах было описано поведение предприятия в тех или иных условиях, и у читателя уже начинает складываться представление о том, что мы думаем о мотивации действий руководителей предприятий.
Действия человека одновременно определяются различными соображениями. Не хотелось бы сводить их (ради видимости обобщении) к одному-единственному мотиву. Лучше понять поведение можно в том случае, если мы рассмотрим, какого рода стимулы действуют одновременно и какой конфликт может между ними возникнуть.
Не единственным, но одним из важнейших мотивов в
поведении руководителя предприятия является тот факт, что он оценивает себя результатами своей деятельности, отождествляет себя с кругом своих обязанностей. Я не берусь утверждать, что руководитель стремится достичь максимального успеха лишь в интересах предприятия. Во всяком случае, не каждый руководитель, и не каждый лень в году, и не каждый час в сутки. Однако я воздержался бы и от обратного утверждения. Часто пишут о причиняемых трудом мучениях, противопоставляя их получаемым в процессе потребления (конечно, в свободное время) удовольствиям. По-моему, к большинству видов трудовой деятельности такой подход неприменим. Особенно неприемлем он, когда речь идет о работающих в сфере управления. Управление, принятие решений по сложным проблемам является увлекательной задачей, и тот, кто ею'занимается, испытывает усталость и озабоченность, но одновременно и большую радость и удовлетворение6. В конечном счете можно сказать: «статистически средний» руководитель предприятия стремится как следует выполнять свою работу просто потому, что основная часть людей привыкла делать это без особых побудительных мотивов в большинстве ситуаций.
Рассмотрим теперь несколько конкретнее вопрос о том. в чем же проявляется отождествление руководителя с кругом его деятельно сти. Прежде всего в том, что руководитель стремится обеспечить сохранность, «выживаемость», дееспособность порученного ему участка. При этом производительность и выпускаемая участком продукция должны быть приемлемыми для внешнего мира. Главный врач больницы стремится к тому, чтобы лечение было оптимальным. а директор школы — к тому, чтобы успешным было обучение, н в результате — чтобы больной и его родственники, учащийся и его близкие не были недовольны положением дел. Тот же самый «природный инстинкт» движет и руководителями производства: необходимо обеспечить сохранность, выживаемость, дееспособность вверенного участка, в частности тем, чтобы выпускаемая продукция была приемлемой.
Другой, также «природный инстинкт» заключается в том, что руководитель стремится обеспечить себе и своим подчиненным нормальное течение трудового процесса, избежать суеты и неразберихи. Уже поэтому он пытается достичь как можно большей «безопасности» на своем участке: иметь в запасе достаточно трудовых и материальных ресурсов. (В последующих главах речь пойдет еше об одном «природном инстинкте» — внутреннем побуждении к расширению.)
На эти «природные инстинкты» затем
наслаиваются конкретные общественные отношения, материальные и моральные стимулы, амбиции и страхи, премии и взыскания. За исключением управляющего-владельца капиталистической фирмы, руководитель любого современного крупного предприятия зависит от того, кто его назначает. В социалистической экономике вышестоящие органы назначают главных руководителей предприятия, а те в свою очередь — руководителей низших ступеней. Возникает вертикальная цепочка зависимости. В этих условиях один из само собой разумеющихся мотивов руководителя заключается в том. чтобы добиться признания вышестоящего начальства, избежать его гнева, оправдать ожидания — причем не только выполнить указания, но и предугадать пожелания. Премия за количественные показатели может еще более усилить стремление увеличить объем производства. И нередко это делается за счет отступлений от элементарных технических требований, что ведет к ухудшению качества продукции. Такие противоречия широко освещаются в литературе, н здесь нет необходимости детализировать их 7.
Многие склонны думать, что именно здесь, в бюрократических отношениях зависимости, следует искать мотивационную подоплеку погони за количественными показателями, негибкости и вместе с тем дефицита.
По нх мнению, все эти явления возникают потому, что централизованно проводимая экономическая политика форсирует рост и путем плановых директив принуждает к этому предприятия. На мой взгляд, не здесь следует искать главное объяснение рассматриваемой в книге группы явлении, хотя и эти факторы можно брать в расчет вместе с другими. Перечисленные факторы — специфические, и они проявляются только в определенных исторических условиях.