Институциональные факторы. Социальные и культурные факторы трансформации экономики в России
Современное предпринимательство в мире строится на системе нравственных ценностей и нормах, побуждающих людей к этой деятельности. В принципе, любая цивилизация базировалась на гуманистических идеалах, а не на законах личной выгоды, жесткого прагматизма и жадности. В основе западноевропейского и американского капитализма лежала протестантская мораль и культура экономических и деловых отношений. В США она отразилась в Великой американской хартии. Рыночное экономика управляется объективными экономическими законами, но реально определяется, как пишет известный немецкий ученый-институциона-лист К. Штайльманн, «живыми людьми, в желаниях и выборах которых наличествует целая совокупность ожиданий, норм, установок, традиций, индивидуальных ценностей и ценностных ориентации, различных моральных и нравственных представлений».1* Именно эти факторы оказывают влияние на институциональные и социокультурные структуры, во многом определяющие функционирование механизмов рыночного хозяйства и получения прибыли. Широко известно, что российская история предпринимательства, русское православие и народная этика создавали атмосферу организации бизнеса в России на базе глубокого почитания идеалов добра и справедливости. Хорошо зная современную российскую действительность, К. Штайльманн пишет: «Россия — страна духовная. Она такой была, остается и такой будет всегда».

Сущность эстетико-этических принципов российского предпринимательства заключаюсь в превосходстве духовно-нравственных мотивов над мотивами материальными. Известна поговорка: «Лишнего не бери, карман не дери, души не губи». Такой принципиальный подход стимулировал повсеместную благотворительность российских предпринимателей, строительство ими больниц, школ, церквей, создание музеев и т. д. Одна из известных организационных форм рыночной экономики — коммандитное товарищество — в России официально называлась «товариществом на вере», т. е. на доверни. Это не случайное, уникальное название в полной мере отражало высокий этический уровень деловых отношений того времени. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский, изучавший и глубоко знавший психологию русского народа, в свое время не без основания писал, что этот народ оказался, возможно, единственным народом, который устоял перед натиском золотого тельца и властью денежного .мешка. Следует заметить, что послеоктябрьского переворота 1917 г. эти широко известные представления безосновательно извращались большевистской пропагандой, стремившейся уничтожить их в народной памяти. После слома тоталитарного режима в России и проведения поспешной и неправомерной приватизации государственной собственности в стране широко распространилась тенденция всеобщего поиска путей обогащения без всяких ограничений.
Это стимулировалось тем, что, с одной стороны, в условиях еще слабой и неустойчивой новой власти приватизация происходила поспешно, под колоссальным давлением различных деструктивных групп, включая криминальные; с другой стороны, идеология безнравственного обогащения уже укоренилась во взглядах постсоветских слоев партийной и государственной номенклатуры «позднебреж-невской эпохи*. Именно эта многотысячная армия, включавшая многих партийных чиновников и дельцов (а также их семьи), имевших уже накопленные неправедными путями средства и наиболее близкий доступ к собственности, часто при участии откровенного криминала интегрировала идеологию безнравственного обогащения любыми средствами, в том числе и преступными. Наступило время, когда почти вес стало измеряться деньгами, включая престиж, успех и карьеру. На авансцену вышли беспринципность, эгоизм и жажда наживы, а также преступная деятельность, приносящая огромный ущерб государству и репутации предпринимательской деятельности в глазах мирового сообщества. Сложившаяся ситуация постепенно преодолевается. Исполнительная власть, законодательная и судебная системы предпринимают много усилий, чтобы сломать преступные, противозаконные модели и схемы функционирования хозяйственных структур, укрепить законы, усилить контроль их выполнения. Этим тенденциям, безусловно, способствует международная среда бизнеса, институты которой требуют соблюдения общепринятых этических норм и ценностей.
В этом направлении успешно работает и сравнительный менеджмент, так как устойчивое сотрудничество компании разных стран в условиях глобализации возможно только на базе общих или совпадающих и реально функционирующих правовых, моральных и нравственных норм и правил. Таким образом, национальные традиции, активные действия государственной власти всех уровней, законодательной и судебной системы, однозначные требования внешней среды, ориентированной на действующие в мире нормы и правила, наконец, активное функционирование российского бизнеса в международном сообществе будут необратимо способствовать восстановлению в России высокодуховных и нравственных институтов. |