Сбережения и конечное потребление.
При анализе сбережений необходимо исходить из положения, в соответствии с которым сбережения С представляют собой разницу между располагаемым доходом (Др) и расходами на конечное потребление (Пк), г.е. это часть располагаемого дохода, не использованная на конечное потребление:
С=Др-Пк.
Поэтому было бы ошибочным приравнивать к сбережениям суммы прироста денежной наличности, депозитов в банках и других финансовых активов (акций, облигаций и т.д.). В данном случае опять-таки речь идет о смене формы активов или принятии финансовых обязательств, а не о сбережениях. Это те случаи, когда прирост денежной наличности связан с займами, продажей финансовых активов, материальных благ. При этом сбережениями могут считаться средства, используемые на финансовое приобретение материальных активов, если они проистекают из располагаемого дохода. Теоретически можно предположить ситуацию, при которой сбережения могут иметь место даже при сокращении финансовых активов (если их сокращение перекрывается приростом материальных активов — «бегство» от денег).
Публикуемые в странах — членах СНГ статьи сбережений населения (накопления сбережений во вкладах, накопление денежной наличности, накопления ценных бумаг и иностранной валюты) характеризуют прирост финансовых активов, который дает искаженное представление о действительной величине сбережений. Дело в том, что прирост финансовых активов может произойти за счет и принятия финансовых обязательств, и смены формьгактивов. Однако ни то, ни другое, как мы знаем, не может рассматриваться в качестве прироста. В то же время прирост финансовых активов, рассматриваемый в качестве сбережений, не охватывает той их части, которая используется на приобретение материальных активов (покупку земли, квартир, дач, произведений искусства, строительство коттеджей).
|