В связи со сравнительно небольшим периодом работы предприятий по изготовлению сложных удобрений в отечественной литературе отсутствуют сведения по вопросу об общих и профессиональных заболеваниях среди рабочих этой новой отрасли труда. В настоящей главе мы считаем возможным подробно изложить материалы о состоянии здоровья рабочих цеха сложных удобрений Днепродзержннского азотно-тукового завода.
Сотрудники клинического отдела Института гигиены труда и профзаболеваний (Е. А. Адеева, З. И. Боярчук, И. Г. Иванов, Е. П. Крапухина и М. Н. Самуйло-ва) совместно с автором провели в 1962 г. поликлиническое обследование 78 лиц, из которых 17 с рентгенологически выявленными изменениями в костной системе были под наблюдением в клинических условиях. Большинство обследованных рабочих (86%) составляли лица молодого возраста с незначительным преобладанием мужчин, из которых многие работали в химической промышленности впервые и воздействию каких-либо токсических веществ ранее не подвергались. Наибольшей в количественном отношении является группа аппаратчиков, слесарей и лаборантов (62%); 60% осмотренных лиц работали в цехе с момента его пуска, т. е. с 1955 г.
Рабочие предъявляли жалобы на кровоточивость десен, быстрое разрушение зубов, боли в трубчатых костях и крупных суставах, головные боли, нарушение сна в виде сонливости днем или бессонницы ночью, повышенную утомляемость, раздражительность, потливость, головокружения. Предъявлялись также жалобы на диспепсические явления — изжогу, отрыжку, тошноту, снижение аппетита, а также на боли в желудке, не связанные с приемом пищи. Указанные жалобы часто предъявлялись рабочими со стажем свыше 3 лет и были единичными при стаже до 3 лет. Эти нарушения в состояиии самочувствия рабочих, учитывая соответствующие указания в литературе, можно расценить как проявление комбинированного действия сложного комплекса токсических веществ, выделяющихся в производстве сложных удобрений и в первую очередь фтористого водорода и других фторсоединений.
При изучении данных амбулаторных карт медсанчасти завода отмечалась частая обращаемость рабочих по поводу раздражения верхних дыхательных путей: першения в горле, осиплости голоса, кашля и т. д. Наиболее часто указанные явления наблюдались в период ввода производства в эксплуатацию, при аварийно-ремонтных работах, сопровождающихся значительной загрязненностью воздушной среды рабочих помещений вредными веществами.
При объективном обследовании отмечается некоторая бледность кожных покровов и понижениость питания у рабочих со стажем свыше 4 лет, среди которых наблюдалось несколько случаев (6%) значительной (до 8— 16 кг) потери веса за период работы в цехе. В 21% случаев отмечены легко или умеренно выраженные атрофические изменения слизистых оболочек верхних дыхательных путей с наиболее частой локализацией в полости рта, реже в глотке и гортани.
Как правило, указанные изменения встречались у лиц со стажем работы 4—5 лет и одинаково часто в различных профессиональных группах. У нескольких аппаратчиков реакторного отделения был обнаружен метаплазированный эпителий на слизистой оболочке носовой перегородки являющийся, по-видимому, следствием воздействия фтористого водорода и других фторсоединений. При объективном обследовании органов дыхания проводилось исследование функции внешнего дыхания с определением жизненной емкости легких, частоты дыхания, пробы с задержкой дыхания, а при клиническом обследовании, кроме того, определялись максимальная вентиляция легких и форсированный выдох. Из 67 обследованных жизненная емкость легких оказалась нормальной (85— 115%) в 59% случаев, выше нормы (116—135%')—в 37% и сниженной —в 3% случаев у лиц с профессиональными хроническими бронхитами. При клиническом обследовании у 53% больных наблюдалось снижение максимальной вентиляции легких до 41—71%, у 58% — снижение форсированного выдоха до 50—79%. Как клинически, так и рентгенологически явлений эмфиземы легких и пневмосклерозов у рабочих обнаружено не было.
В то же время при тщательном изучении рентгенограмм у значительной части (64%) рабочих молодого возраста с чистым легочным анамнезом отмечено умеренное уплотнение корней легких, что, по-видимому, можно поставить в зависимость от хронического воздействия на органы дыхания пыли сложных удобрений и фосфатно-калийного сырья.
При анализе данных, полученных при исследовании сердечно-сосудистой системы, нужно отметить, что в 30% случаев прослушивались функциональные систолические шумы над верхушкой, в 9%—отмечена гипотония (артериальное давление ниже 100/60 мм рт. ст.), в 20% — брадикардия (пульс 46—60 в минуту) и в 29% инвертированное артериальное давление. Часть работающих (18%) предъявляла жалобы на покалывающие боли в области сердца, в некоторых случаях носящие характер ангинозных (стенокардических).
При электрокардиографическом исследовании обращала на себя внимание значительная частота случаев, указывающих на нарушение ритма, функции проводимости сердца и на снижение сократительной способности миокарда. У значительной части обследованных (41%) отмечена брадикардия (40—60 в минуту), которая в 25% случаев сочеталась с тем или иным нарушением проводимости. Изменения желудочкового комплекса касались главным образом конечной его части. Выявленные электрокардиографические отклонения у большинства обследованных свидетельствуют о нарушении биохимических процессов в миокарде. Отмеченные нарушения ритма и проводимости обусловлены расстройством экстракардиальной регуляции сердечной деятельности в результате вегетативных дисфункций, по-видимому, вызванных интоксикацией фтором. Аналогичные данные приводят Я. М. Бритван с сотрудниками, которые у рабочих суперфосфатных заводов наблюдали характерные изменения электрокардиограммы, заключавшиеся в снижении вольтажа всех зубцов, удлинении систолы и ухудшении атриовентрикулярной проводимости, объясняемые им явлениями дегенерации клеток сердечной мышцы под влиянием фтора.
Изменения со стороны сердечно-сосудистой системы в виде гипотонии и брадикардии большинство авторов объясняет раздражающим действием фтора и его соединений на парасимпатическую нервную систему, проявляющимся в токсической вегетативной дистонии. |