Можно считать, что адекватным раздражителем для отолитового аппарата вестибулярного анализатора является низкочастотная вибрация (Г. И. Румянцев, А. М. Меньшов, и др.). Менее изученным остается вопрос о влиянии на функцию вестибулярного аппарата локальной вибрации в сочетании с другими производственными факторами.
В наших исследованиях вестибулярная хронаксия у ошкрябщиков корпуса колебалась за смену от 6 до 29 мс, реобаза — от 17 до 35 В. К концу смены величина хро-наксии изменялась как в сторону удлинения, так и преимущественно в сторону укорочения. Если до работы хронаксия правого и левого вестибулярных аппаратов менее 9 мс составляла 33% и 36%, то в конце смены — соответственно 61% и 65%. К концу смены расширялся и диапазон колебаний реобазы, в основном за счёт ее некоторого уменьшения. Асимметрия вестибулярной хро-наксии более 2 мс обнаружена в конце смены в 21%. Из приведенных данных видно, что возбудимость вестибулярного аппарата у работающих с виброинструментами изменяется.
Вестибулярную хронаксию у группы рабочих-судоремонтников исследовал позднее Р. П. Менякин. Было обследовало 77 рабочих в возрасте 20—45 лет. Первая группа — 33 рабочих — подвергалась одновременному воздействию шума и вибрации; вторая — 24 человека — только воздействию шума; третья—20 человек—по характеру работы не подвергалась вредным факторам производства. Автор установил, что у 12 рабочих первой группы вестибулярная хронаксия удлинялась. У рабочих второй группы отмечалось как удлинение, так и укорочение хронаксии. В контрольной группе вестибулярная хропаксия находилась в пределах физиологических колебаний.
Функциональное состояние вестибулярного анализатора при действии шумовибрацнониого фактора можно объяснить изменением состоянияи коры головного мозга, возбудимости вестибулярного нерва и реакцией взаимодействия органов чувств.
В настоящее время имеется значительное количество работ о влиянии вибрации на костную систему (К. П. Молоканов, Л. И. Соколик, Н. Gorny, и др.). По мнению Е. Ц. Андреевой-Галапиной и В. Г. Артамоновой, изменения в костно-суставном аппарате можно считать специфичными для лиц вибрационных профессий.
Учитывая характер судоремонтного производства, наибольший интерес представляло исследование костей и суставов верхних конечностей, для чего производилась рентгенография кистей, лучезапястных, локтевых и плечевых суставов. Выборочно были сняты рентгенограммы шейно-грудного отдела позвоночника.
Наиболее типичными и распространенными изменениями являлись множественные кистоидные образования, чаще в костях запястья, головках и основаниях пястных костей, реже — в фалангах пальцев, костях, образующих локтевой сустав, в головке плечевой кости. Эти изменения имели правильную округлую форму, тонкие стенки без выраженного склероза, различную величину.
Множественные кисты костей запястья, наслаиваясь друг на друга, создают пеструю структуру, напоминающую пятнистый остеопороз. Реже встречались более крупные, неправильной формы кистоидные образования, похожие на полости.
Противоположными по рентгенологическому проявлению, но аналогичными по происхождению являются островки эпостоза, внутрикостного окостенения или обызвествления. Они имели такую же, как и кисты, правильную округлую форму, располагались чаще в головках пястных костей и в костях запястья, реже — в головке плечевой кости.
Из других проявлений профессиональной перестройки формы и структуры костей в связи с действием вибрации и мышечного напряжения следует отметить локальную гипертрофию наиболее нагруженных костей с гипертрофией отдельных костных балок. Наблюдались утолщение кортикального слоя кости, появление грубых разрастаний костной ткани, суставных концов костей.
При вибрационной патологии сравнительно часто развиваются изменения мягких тканей, слизистых сумок, связок, сухожилий и т. д. Рентгенологически это проявлялось обызвествлением этих образований, например, сумки плечевого сустава, а также появлением узур в месте соприкосновения слизистой сумки с костью. Изменения суставов носили характер деформирующего остеоартроза и проявлялись в виде краевых костных разрастаний, уплотнения субхондральной пластинки. Среди обследованных рабочих деформирующий артроз локтевого и лопаточно-ключичного суставов встречался более часто. Грубых изменений в шейно-грудном отделе позвоночника у обследованных рабочих не выявлено.
Таким образом, характер изменений в костях и суставах от воздействия локальной вибрации разнообразен. Относительно этиопатогенеза костных изменений до сих пор нет единого мнения. Е. Ц. Андреева-Гланина, В. Г. Артамонова отмечают, что у лиц вибраци-онных профессий изменения в костно-суставном аппарате обусловлены тремя факторами: отдачей, вибрацией и статическим напряжением. В условиях судоремонта в возникновении вибрационной патологии играют роль и другие сопутствующие факторы производственной среды, отмеченные выше. Безусловно, проявление костных изменений определяется энергией вибрации и временем контакта, т. е. профессиональным стажем. По нашим данным, эти изменения имеют место в основном у рабочих вибрационных профессий со стажем работы более Шлет. Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод, что ручной механизированный инструмент, применяемый при судоремонтных работах, может способствовать развитию вибрационной патологии у рабочих соответствующих профессий. При этом характер и степень функциональных и патологических признаков, характерных для вибрационной болезни, определяются комплексным воздействием неблагоприятных факторов труда, физическими характеристиками виброинструментов, особенностями их эксплуатации в судоремонте, а также специфическими природно-климатическими особенностями. |