На главную страницу Форма обратной связи
Рекомендуем:
Разделы сайта
Признание материальности процесса мышления --- 
  

Когда в нашей литературе идеальное определяется только как субъективный образ объективной реальности, идеи, мысли, сознания, то это оказывается всего лишь указанием на круг явлений, который охватывается термином «идеальное». Но если понятие «идеальное»— это синоним сознания, то почему неправомерно понимать его как материальное явление хотя бы в его отношении к мозгу — вот в чем гвоздь вопроса. Отождествление понятия «идеальное» с сознанием, идеями, мыслями не ведет к ответу на этот вопрос. А в его решении суть спора со всеми разновидностями вульгарного материализма. Нерешенность этого вопроса создает благоприятную идейную атмосферу для процветания бихевиоризма, который с порога отвергает категорию идеального как псевдопроблему. А подобная тенденция, как это правильно отмечает А. М. Коршунов, имеет место не только в буржуазной философии и психологии, но в той или иной форме встречается и в нашей литературе.

Идейная полемика с идеализмом, дуализмом и вульгарным материализмом в решении основного вопроса философии — это еще не самое главное. Главное заключается в том, что истина о взаимоотношении материального и идеального нужна как исходное направление, как метод исследования работы материального механизма мышления и общения. Без такого метода функциональная деятельность структур мозга по-прежнему будет оставаться «черным ящиком». А нам необходимо познать, как осуществляется взаимосвязь и взаимодействие второсигнальных структур внешней речи с нейрофизиологическими структурами внутренней речи. Именно тех материальных структур, которые выполняют функции диалога и монолога, которые непосредственно порождают интеллектуальные способности мышления и обмена мыслями между людьми.

объективной реальности

Некоторые авторы, специально исследующие проблему идеального, пишут, что «идеальное есть только субъективная реальность». Такое одностороннее толкование оставляет в тени немаловажный факт, заключающийся в том, что сознание субъективно только по зависимости от субъекта, от его потребностей, интересов, целей, желаний, но оно объективно по своему источнику, по зависимости от объекта познания, по своему содержанию. Вспомните ленинское учение об объективности содержания истины! Содержанием истины является верное отражение в мозгу человека познаваемой им действительности. Сознание представляет собой диалектическое единство таких противоположностей, как противоположности субъективного и объективного, истинного и ложного, общественного и индивидуального, рационального отражения познаваемой действительности и эмоционального (оценочного) отношения к ней. Это ли не единство противоположностей, составляющих сущность сознания?

Попытка авторов «двухаспектного подхода» представить сознание материальным в его отношении к мозгу порождена не только неясностью качественного отличия сознания от материальных процессов в человеческом мозгу. Она порождена также страстным желанием понять и объяснить материально-идеальную сущность процесса мышления, преодолеть метафизическую односторонность идеализма и вульгарного материализма. Если в процессе мышления человека и его общения с другими людьми участвуют как материальные, так и идеальные факторы, то не следует ли понимать его как материально-идеальный процесс?

Односторонность идеализма и дуализма в объяснении мышления заключается в том, что оно представляется в этих учениях как чисто идеальный процесс, к которому материальные процессы, протекающие в мозгу, якобы не имеют никакого отношения. Односторонность вульгарного материализма, в том числе бихевиоризма, заключается в признании материальности процесса мышления, в котором мысли представляются в качестве особого тончайшего вида материи. На этом основании сама категория «идеальнНекоторые авторы, специально исследующие проблему идеального, пишут, что «идеальное есть только (?) субъективная реальность». Такое одностороннее толкование оставляет в тени немаловажный факт, заключающийся в том, что сознание субъективно только по зависимости от субъекта, от его потребностей, интересов, целей, желаний, но оно объективно по своему источнику, по зависимости от объекта познания, по своему содержанию. Вспомните ленинское учение об объективности содержания истины! Содержанием истины является верное отражение в мозгу человека познаваемой им действительности. Сознание представляет собой диалектическое единство таких противоположностей, как противоположности субъективного и объективного, истинного и ложного, общественного и индивидуального, рационального отражения познаваемой действительности и эмоционального (оценочного) отношения к ней. Это ли не единство противоположностей, составляющих сущность сознания?

Попытка авторов «двухаспектного подхода» представить сознание материальным в его отношении к мозгу порождена не только неясностью качественного отличия сознания от материальных процессов в человеческом мозгу. Она порождена также страстным желанием понять и объяснить материально-идеальную сущность процесса мышления, преодолеть метафизическую односторонность идеализма и вульгарного материализма. Если в процессе мышления человека и его общения с другими людьми участвуют как материальные, так и идеальные факторы, то не следует ли понимать его как материально-идеальный процесс?

  Также рекомендуем другие статьи:

  • Идеализм и дуализм в объяснении мышления
  • Факторы нематериальности сознания
  • Вульгарный материализм и сознание
  • Двухаспектный подход к сознанию
  • Что такое сознание. Общественный характер сознания



  • Книги по экономике

    Copyright © 2009-2023
    EcoUniver.com - Все по экономике и рынках