На главную страницу Форма обратной связи
Рекомендуем:
Разделы сайта
Установление причинной связи между явлениями. Состав лиц различных профоссий --- 
Классификацию можно осуществить по объему, по весу, по месту издания и т. д. Тот признак явлений, который мы берем за основу сравнения и который дает нам возможность установить различные степени разнородности между данными явлениями, называется группировочным признаком, или принципом классификации, principium divisionis. В приведенном примере мы последовательно брали в качестве принципа классификации— содержание книг, их формат, объем и т.д. 

Основное логическое требование, предъявляемое к классификации, заключается в том, что принцип классификации должен быт проводон последовательно, т.-е., что вся классификация должна быть от начала до конца построена на одном каком-либо принципе, а не на нескольких одновременно. Нельзя, напр., классифицировать книги частью по их формату, частью по году издания. Всякому ясно, что будет нелепостью распределить книги на малые, большие и.... старинные. В таком оголенном виде нелепость классификации очевидна, но в замаскированном виде та же логическая ошибка встречается на каждом гаагу. Примеров этому мы видели немало при рассмотрении различных схем распределения профессий, претендующих на название „классификаций". Чем лучше приведенного примера распределение профессий на группы: „обработка металлов", „обработка дерева", „обработка минералов" и ... „применение химических методов производства"? Столь же нелепым с точки зрения логики представляется общепринятая в медицине классификация болезнен, скажем, на инфекционные (принцип: этиология), болезни обмена веществ (принцип: функция), болезни дыхательных органов (принцип: локализация) и новообразование (принцип: внешние симптомы).

Теперь спрашивается, в зависимости от чего выбирается принцип классификации? Почему в одних случаях мы распределяем книги по формату, в других по содержанию, в третьих по объему? Это зависит от той цели, ради которой производится классификация. Если, напр., дело идет о распределении книг по шкафам, то естественно возникает необходимость иметь классификацию их по формату. Если мы имеем в виду произвести оценку библиотеки, то нужна другая классификация—именно по признаку цены. Если нужно составить каталог для читателя, интересующегося содержанием книг, то их распределяют по содержанию. Одним словом, принцип классификации определяется ее целью.

классификация по различным основаниям

Но и это положение нужно подвергнуть анализу. Каким именно образом цель классификации определяет ее принцип? В чем заключается их внутренняя связь?

Если оставить в стороне те случаи, когда классификация требуется для каких-либо практических целей — как, напр., в приведенных выше примерах с книгами,— случаи, которые нас мало интересуют, то главной областью применения классификаций является научное исследования массовых явлений. Когда наука имеет дело с множеством индивидуальных, разнородных между собой явлений, то она может изучать их не иначе, как подвергнув предварительно той или иной классификации. В противном случае масса лишена обозримости и потому не поддается никаким выводам. Что можно сказать о 15 тысячах различных профессий? Какие выводы можно сделать о крестьянских хозяйствах, когда имеется несколько миллионов отличных друг от друга хозяйств? Можно ли составить себе какое-либо представление о ходе эпидемии, если иметь перед собой голый список нескольких тысяч заболевших и умерших от данной болезни? Классификация упрощает картину массового явления. Вместо множества конкретных единиц она создает значительно меньшее число единиц абстрактных, в которых уже легко ориентироваться. Вместо 16 тысяч конкретных профессий классификация дает нам 5—6 отделов, или 2—3 десятка классов или сотню подклассов и т. д. Ни отделы, ни классы, ни подклассы в действительности не существуют: это абстракция, облегчающая нам изучение массового явления.

Основной целью всякого научного исследования является установление причинной связи между явлениями. Чтобы понять окружающий нас мир, мы ищем связи между его явлениями, мы стремимся выяснить себе влияние одних явлений на другие. Если исследование показывает нам, что из двух явлений одно постоянно и неизменно следует за другим, то мы предшествующее явление обозначаем как причину, а последующее как следотвие. При изучении какого-либо массового явления наука также стремится сопоставить его с другими явлениями, чтобы выяснить, чем обусловлено данное явление и что оно в свою очередь само обусловливает. Сопоставление массовых явлений делается возможным только благодаря применению к этим явлениям той пли иной классификации.

Допустим, что мы хотим изучить возрастный состав лиц различных профоссий. Конечной целью такого изучения должно быть выяснение тех или иных причинозависимостей. Возможно, что возраст оказывает влияние на профессию—в том смысле, что известные возрасты преимущественно стремятся к определенным профессиям; возможно обратное: — что профессия влияет на возраст, напр., в том смысле, что известные профессии вытесняют более пожилых людей; возможно, наконец, что мелсду возрастом и профессией не окажется вовсе никакого взаимодействия. Чтобы решить эти вопросы, мы очевидно должны сопоставить два ряда явлений, именно: возраст известной массы лиц и профессии той же массы. Это сопоставление возможно только после предварительной классификации! данной массы. И классифицируя массу, мы должны руководиться поставленной перед нами целью исследования: в данном случае изучением взаимозависимости между профессией и возрастом.

  Также рекомендуем другие статьи:

  • Проблема классификации профессий. Признак профессии
  • Профессии в индивидуальном проявлении
  • Возможна ли логически выдержанная классификация профессий.Распределение профессий
  • Приспособление классификации к целям исследования. Классификации профессий
  • Распределение данных по признаку. Классификация явлений



  • Книги по экономике

    Copyright © 2009-2023
    EcoUniver.com - Все по экономике и рынках